Кому нужны наши дети?

Украина ввела временный запрет на прием документов от граждан США, Италии, Испании, Канады, Германии и Франции на усыновление украинских детей
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Основная причина запрета на международное усыновления украинских детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, – невыполнение приемными родителями обязательства ежегодно отчитываться перед Украиной за каждого усыновленного ребенка. По словам Министра Украины по делам семьи, молодежи и спорта Юрия Павленко, «органы прокуратуры и СБУ провели проверку, и оказалось, что информации о судьбе 800 детей, усыновленных в США, 200 - в Италии, и так по каждой из шести вышеназванных стран, просто не существует. Нам просто необходимо ратифицировать Гаагскую конвенцию, ведь мы сможем контролировать судьбу каждого нашего усыновленного ребенка зарубежными семьями. Пока этого нет, иного пути узнать о судьбе украинских детей за рубежом я не вижу».

Гаагский вопрос

Гаагская конвенция – международный документ, который предусматривает и регулирует правила усыновления детей из-за границы для стран, ее ратифицировавших. На сегодняшний день 50 стран, в том числе Италия, Франция, Испания, Австрия, Австралия, Дания, Германия, Канада, Израиль, Польша, и Болгария, являются участниками Конвенции и сотрудничают в ее рамках. Кабинет Министров уже подавал на рассмотрение Верховной Раде проект Закона «О присоединении Украины к Конвенции о защите детей и сотрудничестве в сфере межгосударственного усыновления», однако воспользоваться обширными возможностями контроля, которые обеспечивает международный документ, украинское правительство не спешит. Тогда, в 2003 году, заключение главного научно-экспертного управления при аппарате ВР содержало отрицательный ответ: «Для Украины присоединение к этой конвенции является неприемлемым по следующим причинам. Большинство правил и процедур, установленных этим документом, уже предусмотрены законодательством Украины и действуют на ее территории. Осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей, коммерциализация такой деятельности (предусмотренные ст.32 конвенции) запрещены национальным базовым в этой сфере нормативно-правовым актом Семейного кодекса Украины, который вступил в законную силу. Присоединение же Украины к конвенции с соответствующими оговорками невозможно, поскольку ст.40 последней запрещает участие в ней с какими бы то ни было оговорками. Исходя из указанного выше Конвенция о защите детей и сотрудничестве в сфере международного усыновления не может быть ратифицирована».

Казнить, нельзя помиловать

Оказывается, всего лишь одна запятая может настолько исказить смысл правового документа, что создание эффективной системы защиты детей в процессе межгосударственного усыновления становится невозможным. Чтобы лучше понять смысл усложняющих процесс международного усыновления поправок достаточно обратиться к основным нормативно-правовым актам - Конституции Украины, Семейному кодексу Украины и Закону Украины «Про защиту детства». Согласно ст. 24 Закона Украины «Про защиту детства», «посредническая коммерческая деятельность, касательно усыновления детей, передачи их под опеку или на воспитание в семьи граждан Украины или граждан других государств запрещается. Аналогичная норма, а именно ст.216, предусмотрена и Семейным кодексом Украины: «посредническая, (!) коммерческая деятельность, касательно усыновления детей, передачи их под опеку или на воспитание в семьи граждан Украины, иностранцам и или особам без гражданства запрещается». Выходит, Семейным кодексом запрещается не только посредническая коммерческая деятельность, но и посредническая деятельность в сфере усыновления как таковая. Действительно, положениями Конвенции запрещено получение неоправданных денежных или иных доходов с действий, связанных с международным усыновлением, но разрешены выплаты разумных гонораров лицам, которые задействованы в процессе усыновления (адвокатам, переводчикам, социальным работникам, психологам, врачам), с поправкой на то, что последние не могут получать гонорары или заработную плату, которые не превышают общепринятые исходя из общего уровня заработных плат и объема предоставленных услуг. Между тем, во многих странах, где проблема брошенных детей стоит не так остро, она решается не на государственном уровне. Например, в США, во Франции, Италии или Канаде существует ряд общественных и некоммерческих организаций, занимающихся вопросами усыновления детей. Эти организации нанимают специалистов, которые помогают будущим приемным родителям собрать необходимые документы и сопровождают иностранца в Украине буквально на каждом шагу. Они берегут свой авторитет и работают исключительно в рамках украинского законодательства. Наивно думать, что существуют меценаты, которые готовы платить им зарплату. Но дабы избежать малейших недоразумений по поводу того, что в Украине усыновление бесплатное, каждая семья, усыновившая ребенка через официальную организацию, перечисляет деньги на благотворительные программы помощи детям в той стране, в которой они выбрали ребенка. Эти деньги предназначаются в помощь детским домам, а так ли это, остается на совести чиновников. 

Какой в детдоме генофонд?

У противников международного усыновления есть еще несколько претензий. Наиболее противоречивая из них – «расхищение генофонда нации». Безусловно, страна, в которой демографическая ситуация оставляет желать лучшего, не может себе позволить «экспортировать» детей за ее пределы, но ведь первой строкой Конвенции предусмотрено, что в любой стране ее ратифицировавшей, приоритетным должно быть национальное, а не иностранное усыновление. Убийственная статистика, по которой 80% выпускников детских домов не могут устроиться в жизни, предопределена уже с первых дней пребывания ребенка в детдоме, в котором он оказывается по той простой причине, что стал не нужен свои родителям. Большинство директоров детских домов утверждают, что нормальные здоровые родители своих детей не бросают. В детдома детей отдают, к сожалению, асоциальные личности – наркоманы, алкоголики или лишенные родительских прав принудительно. Из всего количества детей, чьи анкеты находятся в Украинском центре по усыновлению детей, более 90% - дети старше 10 лет (ни иностранцы, ни украинцы в таком возрасте практически никогда не усыновляют) и 2% малышей в возрасте до 5 лет (по мнению психологов, максимальный порог усыновления). Причем половина дошкольников больны, имеют недостатки развития или сильнейшие патологии – ДЦП, ВИЧ, синдром Дауна, гепатит. Факт, но 99 из 100 потенциальных украинских усыновителей боятся взять ребенка с плохой наследственностью, а почти 100% международных усыновлений – усыновления детей с замедленным развитием, и не менее 10% из них – дети-инвалиды. Цинично называть этих сирот - генофондом нации. И казус не в том, что дети находят новых родителей за границей, а в том, что государство, которое является их опекуном, обязано любым доступным способом устроить судьбу ребенка и не вправе принимать во внимание иные соображения, кроме интересов самого ребенка.

Тяжело в бою

Чтобы усыновить ребенка, жители большинства стран Западной Европы, Канады и США вынуждены годами стоять в очереди. Детских домов там просто нет, потому что осиротевшие дети находят приют в так называемых фостерных семьях. Реально усыновить можно лишь тяжело и часто неизлечимо больных детей, инвалидов и группы братьев, сестер. Гораздо быстрее можно стать счастливыми родителями, если отправиться на поиски ребенка в страны-доноры (до недавнего времени это были – Россия, Китай, Индия, Камбоджа, многие африканские, латиноамериканские страны и несколько стран Восточной и Центральной Европы и Украина).

Как они это делают? Обращаются в агентство. Встречаются с социальными работниками, заполняют анкету-запрос на разрешение усыновить. Затем собирают пакет документов – от бумажек из диспансеров и рекомендаций друзей-знакомых-сослуживцев до справок из ФБР и налоговой полиции, после чего отправляют документы на Украину. Документы попадают в Украинский центр по усыновлению детей, который подбирает ребенка. Потенциальные родители приезжают на «смотрины», уезжают и готовят документы для суда. Дождавшись вступления в силу решения суда, оформляют свидетельство об усыновлении и забирают ребенка. «Самое сложное, работать по запросу, - говорят в Украинском центре по усыновлению детей. - Раньше мы могли предоставлять иностранцам информацию об имеющихся у нас детях. Сейчас это называется торговлей информацией. Но ведь ни один нормальный человек не пришлет запрос: «Усыновлю глухую девочку-грузинку без мизинца на левой руке. Большинство запросов касается здоровых девочек моложе трех лет».

По последним данным уже получены отчеты из Италии и более 200 - из США, что позволяет поднять вопрос о восстановлении процедуры усыновления. Ведь пока государство решает «кому больше нужны наши дети», количество сирот в украинских детдомах растет. И если есть практика, позволяющая решить эту проблему, может нужно наконец-то подготовить механизм, позволяющий детям находить своих родителей.