НБУ курс:

USD

41,22

-0,00

EUR

45,52

-0,00

Наличный курс:

USD

41,50

41,43

EUR

45,85

45,70

Лоббистам разрешат официально брать деньги за продвижение законов

Верховная Рада может уже весной принять в первом чтении проект закона о лоббистской деятельности. Так депутаты собираются искоренить "теневое" лобби в своих рядах

Законопроект № 7269 "О регулировании лоббистской деятельности" может быть рассмотрен уже в апреле. Об этом сообщил член комитета Верховной Рады по вопросам государственного строительства и местного самоуправления народный депутат Анатолий Горбатюк. Документ был подан в Верховную Раду депутатом Валерием Коновалюком еще в октябре 2010 года и с тех пор отложен "в долгий ящик".

Автор закона Коновалюк утверждает, что сейчас сто процентов народных депутатов работают лоббистами. "В украинском обществе никто не ставит под сомнение существование лоббирования на всех уровнях власти. Желающие могут зайти в правительство и увидеть, как почти 100% народных депутатов занимаются этим каждый день, преимущественно преследуя собственные личные цели", — говорит депутат.

"Желающие могут зайти в правительство и увидеть, как почти 100% народных депутатов занимаются этим каждый день, преимущественно преследуя собственные личные цели"

Предлагаемый на рассмотрение закон может решить эти проблемы, поскольку, если будет возможность легально отстаивать свои интересы, подкуп депутатов станет неактуальным, уверен Коновалюк. Он предлагает создать государственный реестр лоббистов, ведение которого возложить на Министерство юстиции, а также ввести аккредитацию лоббистов сроком на 1 год в органах власти и местного самоуправления. Лоббистам будет разрешено получать вознаграждения за свою деятельность. Коновалюк говорит, что при этом закон не ограничивает права общественных организаций.

Лоббисты в перспективе так же бесполезны, как и общественные советы

Ряд норм в законе почти двухгодичной давности устарели, а некоторые требуют существенной доработки, считают эксперты. С одной стороны, закон может стать первым шагом в легализации понятия лоббизма, которое уже стало синонимичным понятию "коррупция". С другой — скорее всего, попытка побороть "теневое лобби" может оказаться провальной.

Вице-президент ICC Ukraine Виктор Валеев говорит, что не стал бы регистрироваться лоббистом в Министерстве юстиции кроме как для имиджа. Он считает недостаточными обязательства, которые берет на себя государство перед лоббистами. "В свое время была прекрасная идея по общественным советам при органах государственное власти. Во что они превратились через два года? Из всех этих общественных советов работают буквально единицы. На самом деле то же самое может получиться и с прекрасной мыслью о лоббировании", — говорит Валеев.

На отсутствие конкретных обязательств властей перед зарегистрированными лоббистами указывает и партнер ЮФ Arzinger Павел Ходаковский: "У органов государственной власти и местного самоуправления будет соблазн не реагировать должным образом на инициативы субъектов лоббистской деятельности".

"В свое время была прекрасная идея по общественным советам при органах государственное власти. Во что они превратились через два года? На самом деле то же самое может получиться и с прекрасной мыслью о лоббировании"

Также в законе недостаточно прописана юридическая ответственность лоббистов. Глава Совета предпринимателей при Кабмине Леонид Козаченко заметил, что в законе нет запрета осуществлять лоббистскую деятельность, например, помощникам народных депутатов, которые не являются государственными служащими. Козаченко считает, что также лоббистами не могут быть люди, у которых уголовное прошлое, люди, которые занимали посты в государстве и за коррупцию были привлечены к ответственности.

С помощью закона о лобби можно будет деньги отмывать

Лоббистская деятельность может быть использована для отмывания капитала, добытого незаконным путем, указывает Ходаковский. В частности, в законе не прописаны рамки вознаграждения, которое получают за свой труд лоббисты. Как рассказал аккредитованный в Брюсселе лоббист и директор компании СКМ по связям с инвесторами Джок Мендоза-Вилсон, в Евросоюзе распространена практика, когда регистрируют не только лоббистов, но и бюджеты лобби, а также его цели. Таким образом, процесс является прозрачным.

В украинском законе урегулирован вопрос о налогообложении юридических лиц, которым запрещено относить на затраты определенную сумму, потраченную на лобби. В то же время такое ограничение не действует для физических лиц, которые могут потратить на лоббирование сколько угодно, списать это на затраты и уклониться от налогов.

"Те, кто сейчас стоит перед выбором, осуществлять лоббистскую деятельность в серой зоне или нет, будут иметь возможность выбирать"

Еще один спорный момент закона — запрет на осуществление лоббистской деятельности для иностранцев. При том уровне коррупции, что есть в Украине, при желании заграничные фирмы все равно найдут выход на лобби, которое будет теневым. Во избежание этого Мендоза-Вилсон рекомендует смягчить правида для иностранных инвесторов.

"Очень важно, чтобы вы давали возможность иностранным лоббистам работать в Украине. Потому что Украина — это хорошее место для инвестиций. Иностранные инвесторы хотят встречаться с правительственными служащими, с теми, кто разрабатывает законодательство для того, чтобы обеспечить хороший инвестиционный климат", — говорит топ-менеджер СКМ.

Еще не время

Даже после принятия закона никто не дает гарантий, что теневая лоббисткая деятельность станет прозрачной. Возможно, потому, что время этого закона еще не настало, общество пока не готово к нему, считает Ходаковский.

"Мне кажется, что мы никогда не достигнем такого уровня прозрачности и с точки зрения действующего законодательства, и с точки зрения уменьшения коррупционных проявлений в Украине, чтобы отказываться от того, чтобы закон о лоббистской деятельности был принят сейчас, — поясняет юрист. — Безусловно, те, кто сейчас стоит перед выбором, осуществлять лоббистскую деятельность в серой зоне или нет, будут иметь возможность выбирать".