Местные выборы под угрозой срыва

Выборы местных советов, которые должны состояться в марте 2006 года, могут быть сорваны либо их результаты будут признаны недействительными

Такая ситуация возможна, если Верховная Рада вовремя не внесет поправки к закону. Основная проблема закона о местных выборах – его несовместимость с законом о выборах в парламент.

Законная несовместимость

«Мы сделали шаг вперед в формировании законодательной базы выборов народных депутатов Украины – учли горький опыт выборов президента 2004 года, сделав невозможным многие злоупотребления. Но мы не привели к этой же системе закон о местных выборах», – считает глава Центральной избирательной комиссии Ярослав Давыдович. В данном вопросе с ним также солидарен заместитель главы комитета Верховной Рады по государственному строительству и местному самоуправлению Юрий Ключковский: «Закон не учитывает тот факт, что местные выборы – это не единый избирательный процесс, в отличие от парламентских, а множество избирательных кампаний, которые проходят одновременно».

Закон также не учитывает факт одновременного проведения выборов в местные советы и в Верховную Раду. Значительная часть противоречий возникла из-за того, что процедурные положения законов о выборах в парламент и в местные советы не соответствуют друг другу. Избирательные комиссии должны одновременно исполнять две разные процедуры. Так, по закону о парламентских выборах, комиссии могут вносить изменения в списки избирателей не позже чем за три дня до голосования. Закон же о выборах в органы местного самоуправления разрешает вносить избирателей в списки до момента окончания голосования включительно. Поскольку списки избирателей едины – налицо противоречие.

Простор для злоупотреблений

«Закон слишком громоздок и в настоящем виде дает массу возможностей оспаривать результаты голосования. Любой кандидат, проигравший выборы, сможет подать в суд и добиться признания результатов недействительными», – заявила в интервью «ДЕЛУ» председатель Оратовского районного совета Винницкой области Галина Кириленко.

Замечания экспертов и депутатов вызывает слишком широкий перечень оснований для отмены регистрации кандидатов, чрезмерное регулирование расходования средств избирательного фонда, неопределенность порядка обжалования действий избирательных комиссий и неясность по поводу того, решение суда какой инстанции должно быть окончательным, что создает практически неограниченные возможности для злоупотреблений. Кроме того, неясными остаются порядок изготовления и передачи бюллетеней для голосования, процедура подсчета голосов, а также оглашения результата выборов.

Существуют также проблемы с формированием состава избирательных комиссий. Согласно закону, членами комиссий не могут быть родственники кандидатов. При этом самая малая местная община в Украине составляет 132 человека, а общины численностью до 500 человек - типичные. Следовательно, избежать родственных связей между кандидатами и членами избирательных комиссий практически невозможно. Наличие же родственных отношений может стать основанием для признания результатов голосования на конкретном участке недействительными.

Конституционный вопрос

По мнению Ключковского, положение о выборах по партийным спискам, помимо прочего, противоречит Конституции. «Статья 140 Конституции гласит, что в районном совете должны быть представлены все территориальные общины района. При голосовании по партийным спискам обеспечить это невозможно», – заявил Ключковский. Кроме того, возможностью выдвигать кандидатов в местные советы сейчас обладают только избирательные блоки и партии, что противоречит 38 статье Основного закона, которая гарантирует гражданам Украины право принимать участие в делах местного самоуправления. С ним несогласны другие члены комитета. «Решать, что конституционно, а что нет, должен Конституционный Суд, а не один, пусть даже уважаемый депутат. И если не будет представления в Конституционный Суд, выборы состоятся на пропорциональной основе», – заявил «ДЕЛУ» депутат, секретарь комитета Верховной Рады по государственному строительству и местному самоуправлению Борис Беспалый (фракция «Наша Украина»). С ним солидарен коммунист Георгий Пономаренко: «Выборы на пропорциональной основе состоятся и не будут разведены во времени». Член фракции СПУ Михаил Мельничук добавляет к этому: «На сегодня в Украине есть уже 15 политических партий, которые составили списки кандидатов в депутаты местных советов всех уровней».

Цена спешки

Основной причиной плачевного состояния закона называют спешку, в которой он принимался. «Когда закон готовили к подписанию в нынешней редакции, главным было одно – успеть к голосованию по конституционной реформе, поскольку закон входил в пакет, вынесенный на голосование», – заявил Ключковский. Текст законопроекта не прошел всех предусмотренных процедур, к работе над ним не были допущены представители профильных комитетов парламента.

Все критики сходятся в том, что единственный способ избежать кризиса – это быстро принять поправки к закону. По мнению члена ЦИК Андрея Магеры, для того чтобы сделать закон пригодным к применению, в первую очередь «необходимо унифицировать процедурные статьи закона о местных выборах и выборах в парламент».

Авторы закона тоже согласны с тем, что его необходимо дорабатывать. «Ничего нет страшного в том, чтобы возвратиться к рассмотрению этого закона так же, как мы возвращались к закону о парламентских выборах», – считает социалист Михаил Мельничук.

Беспалый, тем не менее, считает, что поводов для паники нет, и времени для внесения необходимых изменений достаточно. «Закон нужно редактировать, но в этом нет никакой трагедии», – уверяет он.

Но, несмотря на то, что время на принятие необходимых поправок ограничено, проект закона не был внесен в повестку сессионной недели 18-21 октября. Следующая сессионная неделя состоится уже в ноябре. При этом, согласно закону, к 26 ноября, согласно Конституции, Рада должна своим постановлением назначить местные выборы-2006, после чего начнется формирование местных избирательных комиссий.