Международная торговля с Крымом продолжается вопреки санкциям

На сайте международной сети журналистских расследований OCCRP вышел материал "International trade with Crimea ongoing despite sanctions". В нем говорится о торговле с временно оккупированным Крымом в обход санкций и украинского законодательства

После того как 2 года назад российские войска оккупировали Крым, правительство Украины закрыло движение во всех торговых портах полуострова. Позже это решение поддержали Евросоюз, США и другие страны.

Тем не менее, в портах Крыма зафиксировано более 600 судов за последние два года. Исследование OCCRP показывает, как бизнесмены Запада и Ближнего Востока продолжают торговать с Крымом, нарушая политику их собственных стран.

В то же время на сегодняшний день Украина не привлекла к ответственности ни одного владельца судна или капитана.

Нелегальный вояж. Судно The General официально шло из турецкой бухты Немрут к украинскому Херсону. Однако жители Крыма сфотографировали его во время загрузки металла в Севастопольском порту. Чиновники говорят, что судно должно выключить систему AIS, чтобы этот его визит в Крым остался незамеченным. Инфографика OCCRP

Корабли-призраки

В начале декабря 2015 судно General под желто-голубым флагом островного государства Палау проходило Босфор, пролив соединяющий Мраморное море с Черным, в Стамбуле. Официальным маршрутом был заявлен путь от Немрут-Бей (недалеко от турецкого города Измир на берегу Эгейского моря) до Херсона.

Однако 4 декабря судно стало на рейд напротив Севастопольской бухты, где базируется российский флот. General исчезло с радаров системы морской навигации AIS на десять дней. 14 декабря навигатор снова включили, судно вернулось в турецкий порт, так и не заходя в Херсон.

Согласно мировым правилам судоходства, каждое судно, которое осуществляет международные рейсы, должно быть оборудовано системой навигации AIS. Следить за движением судов с навигаторами AIS по всему миру можно, например, на сайте http://www.marinetraffic.com/. Именно там журналисты OCCRP, которые почти год следили за движением судов вокруг Крыма, заметили исчезновение судна General. Было очевидно, что судно выключило AIS, а это, по мнению специалистов, можно сделать только обесточив его.

С 9 по 11 декабря 2015 года по просьбе журналистов OCCRP жители Севастополя сделали ряд фотографий, на которых судно General загружает металлолом в Севастопольской бухте. Фотографии показывают, что вопреки международным запретам судно грузило металлолом в Инкермане не менее 5 дней.

Длительные поиски заказчика закончились ничем. Выяснить удалось лишь то, что судно General принадлежит ливанской компании New Marine Co, данных о которой нет в открытых реестрах Ливана. Телефоны компании не отвечали в течение нескольких месяцев. Попытки связаться с компанией не увенчались успехом.

Судно The General в Севастополе, фото местного жителя

Европейские флаги

16 июня 2014 года, через несколько месяцев после аннексии Крыма Россией, Украина закрывает полуостров для международного судоходства. Впоследствии ЕС и США также запрещают использование крымских портов и вводят санкции. Несмотря на это, сотни кораблей под флагами разных стран посещают полуостров. Информацию о кораблях-нарушителях в Украине собирают как официальные, так и неофициальные структуры.

Согласно данным Государственной гидрографической службы Украины, Министерства инфраструктуры Украины, а также общественной организации "Майдан иностранных дел" и Министерства инфраструктуры Украины, по состоянию на август 2016 года 631 судно было зафиксировано в портах оккупированной Автономной Республики Крым и города Севастополь. Большинство из них, а это 352 судна, имеют российские флаги или регистрацию. Однако судов с украинской регистрацией и под флагом Украины немало — 97. В то же время с оккупированным Крымом торгуют и европейцы: за последние два года 28 судов зашли в Крым под флагами стран ЕС, 43 зарегистрированы в странах ЕС, 22 принадлежат бенефициарам с ЕС .

Судно MS Südkap, владельцем которого является немецкая компания Krey Schiffahrts GmbH, находилось в Керченском порту в конце июля 2014 года.

После отправки письма с вопросами в немецкую фирму журналист OCCRP позвонил в компанию и пообщался с ее генеральным директором Даниэлем Гренсеманом. Тот сказал только, что его компания имела огромные проблемы из-за захода их корабля в Крым. Однако на письмо не ответил.

Инспектор Krey Schiffahrts капитан Максим Бабенко по телефону пытался объяснить, как в целом работает немецкая компания: "Наши суда зафрахтованы третьими компаниями, которые находят грузы и перевозят их. То есть, мы перевозим фактически, а грузы находят они. У нас есть определенный список исключений, куда наши суда не ходят по тем или иным причинам. Это отдельный список, который обсуждается. В Крым ... не знаю уж, украинский он или русский, то есть по этому вопросу у нас позиции однозначной нет, как и у всех, как мне кажется, в мире".

В Посольстве Германии в Украине пообещали сообщить в компетентные органы, чтобы те указали на имеющиеся доказательства следствию. "Правительство Германии и его партнеры по ЕС подтверждают свое решительное осуждение незаконной аннексии Крыма и Севастополя Российской Федерацией и не будут признавать ее. Эта позиция остается неизменной", — подчеркнули дипломаты.

Реакция других европейских посольств на выявленные журналистами нарушения была гораздо спокойнее или ее не было вовсе.

Так, например, посольство Греции не ответило на запрос относительно большого танкера Kriti, который в июне 2014 года вошел в Керчь. Хотя на тот момент Украина еще официально не закрыла крымские торговые порты, Генассамблея ООН уже опубликовала решение о том, что все страны, в том числе Греция, поддерживают территориальную целостность Украины. Kriti — это судно флота богатой и известной греческой семьи Вардинояннис (Vardinogiannis). Ни посольство Греции в Украине, ни фирма-владелец судна не ответили на вопросы журналистов, что же делало греческое судно в оккупированном Крыму.

В 2015 году еще одно судно заходило в Крым за металлоломом. В октябре в той же Севастопольской бухте судно Ramzi под флагом Того второй раз за год грузило металлолом. Это судно принадлежит румынской компании JSM MARITIME LTD. А она, в свою очередь, является частью семейного бизнеса сирийского предпринимателя Джохара Хасана. Если посмотреть на географию портов, куда судно Ramzi направлялось после посещения Крыма, то это преимущественно Ближний Восток: Бейрут, Триполи и другие. Из ответа на запрос понятно, что румыны контролируют только корабли с румынским флагом. А Ramzi — под флагом Того.

Смена флагов

Владельцем судна может быть фирма одной страны, а флаг — другой. Сменить флаг для судна-нарушителя — не проблема.

Бывший сотрудник турецкой компании Palmali Али Алиев рассказывает, как его компания меняет флаги, проходя Керченский пролив. "Когда мы раньше проходили Керченский пролив, мы поднимали украинский флаг, а сейчас поднимаем российский", — сказал он, при этом отрицая, что корабли заходят в порты Крыма.

Palmali Group — одна из самых известных логистических компаний в Турции. Флот Palmali насчитывает более 100 судов. Среди крупнейших клиентов компании российский Лукойл и азербайджанский Socar. В конце 2015 года иностранные СМИ писали, что власти Мальты расследует причастность Palmali к торговле нефтью с террористической группировкой "Исламское государство".

За последние два года шесть судов с флота Palmali посетили Крым. Они не меняют своих маршрутов, несмотря на международные запреты.

Владелец Palmali Мансимов Мубариз Гурбан оглы, турок азербайджанского происхождения, успех своей компании объясняет в интервью российскому Forbes: "В чем плюс нашей компании? Где бы мы ни были, мы — свои: в России мы русские, в Турции мы турки, в Азербайджане — мы из этой страны". Однако на запрос OCCRP в компании не ответили.

Когда журналисты OCCRP посетили офис компании в Стамбуле, сотрудники запретили съемки на территории и посоветовали обращаться в медиа-отдел, который в течение нескольких месяцев так и не дал ни одного ответа.

"Турция не признает аннексию Крыма. Мы не скомпрометируем наши принципы ради торговли с небольшим участком земли. Это было ясно с самого начала," — объяснил посол Турции в Украине. "Турецкие корабли не могут выйти из турецкого порта, заявляя, что они собираются в Крым. Но, возможно, некоторые из судов под флагами других стран идут в Россию, при этом на самом деле посещая Крым. Это ... не связано с официальной позицией Турции", — отметил посол Турции в Украине.

Безнаказанные нарушители

Сейчас украинские правоохранители расследуют только четыре уголовных дела по фактам незаконного захода на оккупированные территории за прошедшие два года. В Херсонском порту стоит арестованное турецкое судно Kanton: в 2014-м оно заходило в аннексированный Крым, а в марте 2015-го зашло в Херсон, где его и арестовали.

Исполняющий обязанности начальника администрации Херсонского морского порта Илья Рыжков показывает это судно и жалуется, что решение по нему еще не принято. "Капитан вместе с экипажем покинули судно", — говорит Рыжков.

Илья Рыжков, и.о. начальника администрации Херсонского морского порта Прокуратура ведет еще три дела о заходе судов на оккупированные территории. Четыре человека получили сообщение о подозрении, они объявлены в розыск. Согласно Уголовному кодексу Украины, привлечь к ответственности можно только капитана и членов команды корабля-нарушителя, которым грозит до 5 лет заключения. Компанию-оператора, которая управляет судном, или судовладельца наказать крайне сложно — нет юридических механизмов. Министерство инфраструктуры собирает информацию о судах, которые посещают Крым после закрытия портов, и передает эту информацию в прокуратуру и Министерство иностранных дел.

Министр иностранных дел Павел Климкин говорит, что каждый случай такого нарушения отслеживается: "Во-первых, мы очень четко даем официальный протест. Во-вторых, для нарушителей закрываются украинские порты, мы обращаемся с требованием повлиять на этих нарушителей, и почти во всех случаях получаем официальные ответы".

Господин Климкин сказал, что он знаком с судами и странами, которые журналисты OCCRP исследовали на предмет нарушений украинского законодательства. Он также обратил внимание, что в последнее время случаев нарушений стало гораздо меньше.