Минтранс нацелился на прибыль от морских портов

Министерство транспорта и связи решило объединить неприбыльные порты и создать на их базе высокодоходные предприятия. Но для повышения доходности портов нужны миллиардные инвестиции в отрасль. Вопрос только где взять средства на эти цели.

транспорта и связи решило объединить неприбыльные порты и создать на их базе высокодоходные предприятия. Но для повышения доходности портов нужны миллиардные инвестиции в отрасль. Вопрос только где взять средства на эти цели.

По мнению министра Иосифа Винского, Украине достаточно десятка морских ворот, главное, чтобы их деятельность была прибыльной. В нынешнем году в портовом хозяйстве страны грядут значительные перемены, и только объединением портов они не ограничатся.

Также министр транспорта порты считает, что порты получают завышенную прибыль из-за низкой стоимости основных фондов. Инфраструктура портов устарела и требует серьезных инвестиций. По мнению экспертов, для развития инфраструктуры украинских портов на период 2008-2015 гг. потребуется инвестировать $10 млрд.

Читайте также: Минтранс сокращает количество морских портов на треть>>> 

Ожидание денег

По прогнозам "Укрморречфлота", в 2015 году ожидается увеличение объема перевалки грузов в морских торговых портах с нынешних 127 млн тонн до 236 млн тонн. В связи с этим возникают большие сомнения в конкурентоспособности отечественных морских ворот. В 2008 году во многих портах складывалась ситуация, когда предприятия не могли переработать предлагаемый им поток грузов, вследствие чего обороты теряла отрасль в целом, поскольку эти потоки перенаправлялись в зарубежные порты. Поэтому в нынешние смутные времена морпорты любыми путями должны продолжать перевооружение, уверены чиновники.

Согласно планам министерства, для каждого из украинских морпортов должна быть создана долгосрочная программа развития. Первым ее получил и начал реализовывать торговый порт "Южный". "Планом предусмотрено четырехкратное увеличение грузопотока, строительство новых причалов, а также прозрачные условия работы с частным капиталом на территории МТП "Южный", - сообщил Иосиф Винский. Уже по итогам нынешнего года от "Южного" ждут 1,5 млрд грн доходов (на 2% больше, чем в 2008 году) и в 2,3 раза больше чистой прибыли - 238,8 млн грн.

До 2015 года это предприятие должно увеличить грузооборот до 81 млн тонн в год. "Для этого будут построены новые грузовые комплексы, увеличена длина причального фронта до 7 км", - сообщил начальник порта Юрий Крук. В частности, через шесть лет в порту должны появиться пять новых грузовых причалов, перегрузочный комплекс, специализированный угольный терминал, комплекс по перевалке навалочных грузов (уголь, руда), контейнерный терминал. Для реализации этих амбициозных планов порту необходимо $910 млн инвестиций. Из них, согласно плану развития, $310 млн выделит сам порт, а $600 - инвесторы.

Среди компаний, которые готовы вкладывать в развитие порта, Юрий Крук называет "Бориваж", "Хлебную гавань" и "Т и С", которые уже строят на территории порта зерновые терминалы. Финансировать развитие предприятия также будет компания "Дельта Вильмар", которая планирует расширить мощности своего терминала по переработке тропических масел. Общее количество причалов в порту "Южный" в 2015 году достигнет 32, из которых 16 - государственных и 16 - частных, уточнил начальник порта.

По мнению экспертов, инвесторов должна заинтересовать возможность инвестирования, поскольку на сегодня это, пожалуй, единственная возможность закрепиться в крупнейших госпортах. Не первый год "Южный" входит в сферу интересов группы "Приват" Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, а также группы "Финансы и Кредит" Константина Жеваго. Интерес последнего обусловлен желанием развивать собственные логистические потребности, более защищенные с точки зрения распределения рисков.

Между тем сами инвесторы, работающие сейчас в порту "Южный", заявляют, что не готовы вкладывать средства в развитие инфраструктуры порта на действующих нынче условиях. "Например, порт делает себе скидку 50% на портовые сборы, тогда как частным компаниям - 20%. Есть очередность в обработке грузов: сначала обрабатываются грузы порта, затем Одесского припортового завода, нефтяников, а только потом - частных компаний, - рассказал гендиректор одной из крупнейших компаний, работающих в "Южном". - Никто не хочет вкладывать свои средства на таких условиях, тем более в период кризиса".

Вместе с тем и скептики отмечают, что данная программа, хотя и рисует радужные перспективы развития одному из украинских портов, может быть "похоронена" как и другие аналогичные проекты. Например, три года назад подобная программа развития была утверждена для Одесского порта, но, к сожалению, ее принятие не означает быстрого согласования разрешительной документации органами власти, заявило руководство порта. За три года с момента принятия программы порт по бюрократическим причинам так и не смог начать реализацию ее основных пунктов.

Из разных источников

Министр транспорта и связи уверяет, что развитие отечественных морпортов и логистической инфраструктуры является для него одним из основных приоритетов. Судя по всему, его вдохновили недавний опыт Николаевского морпорта и открытие нового холодильного терминала. В данном случае госпредприятие, частный бизнес и иностранный инвестор нашли общий язык, в результате чего каждому удалось получить дивиденды. Порт, на территории которого открыт комплекс, нашел новые возможности для развития, украинское предприятие "Морепродукт" - дополнительную прибыль, а инвестор - норвежская группа Atlantic pelagic AS - открыла новые рынки для своей продукции. Выиграло и государство, получив дополнительные отчисления в госбюджет. Инвестиции в постройку нового Николаевского терминала превысили $12 млн.

Нашел источник финансирования модернизации и Ильичевский порт. В конце мая вступило в силу кредитное соглашение этого порта с ЕБРР. В рамках кредитного проекта банк предоставит порту 26 млн евро для проведения строительных работ по реконструкции трех причалов, второго терминала порта и закупки перегрузочного оборудования.

Кредит от ЕБРР получит и Одесский морпорт. Ему банк предоставит до 28 млн евро и войдет в капитал Odessa Terminal Holdco Ltd. (ODHL, Кипр), украинская дочерняя компания которой - "Бруклин-Киев Порт" (БКП, Одесса) - построит и будет оператором нового контейнерного терминала в районе Одесского морского торгового порта. Гарантом проекта выступает французская CMA-CGM - третья по величине в мире контейнерная судоходная компания. Предполагается, что доля участия ЕБРР в ODHL составит до 5%. Общая стоимость проекта оценивается в $130 млн.

В общей сложности объем инвестиций, необходимых для развития инфраструктуры украинских портов, на период 2008-2015 годов оценивается в $10 млрд. Эти средства в основном должны прийти от частных инвесторов, которые уже вкладывают достаточно большие деньги, даже при существующем правовом вакууме в транспортном законодательстве. Недавно Кабмин утвердил концепцию закона "О морской политике Украины", который подтверждает амбиции нашей страны как морского государства и, как считает Иосиф Винский, открывает "зеленую улицу" для инвесторов в оставшиеся после его реорганизации порты.


Дина Пархомчук