Минздрав обнародовал пошаговый план медицинской реформы

В Министерстве здравоохранения Украины рассказали, как будет проходить медицинская реформа и кто будет платить за больничные услуги — пациент или государство
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Министерство здравоохранения Украины обнародовало проект концепции реформирования системы здравоохранения, которая предусматривает, в частности, создание национального агентства по финансированию здравоохранения, выступающего единым национальным заказчиком медицинских услуг, и внедрение государственного гарантированного пакета медуслуг.

Согласно тексту проекта, размещенному на официальном веб-сайте Минздрава, государственный гарантированный пакет медуслуг распространяется на всех без исключения граждан государства и включает первичную медпомощь, экстренную медпомощь (в том числе в стационаре), основные виды амбулаторных услуг по направлению врача первичного звена, основные виды плановой стационарной медицинской помощи по направлению врача первичного звена или врача-специалиста.

Кроме того, госпакет будет включать лекарства, а также основные лекарственные средства, используемые в стационарном лечении, при этом приоритетом будут лекарства, которые назначают врачи первичного звена и специалисты амбулаторного уровня.

Медикаментозное обеспечение будет основано на механизме реимбурсации стоимости лекарств и будет предоставляться поставщиками услуг всех форм собственности (государственные, коммунальные, частные) через единого национального заказчика.

Согласно проекту концепции, объем финансирования гарантированного госпакета медуслуг будет являться динамичной величиной и ежегодно утверждаться парламентом.

Концепция предусматривает, что медуслуги, не входящие в гарантированный госпакет, предусматривают сооплату или полную оплату получателем такой услуги. К таким услугам будут относиться, в частности, услуги специалистов без направления, отдельные виды диагностических или лечебных услуг, обеспечение лекарственными средствами. При этом отдельные льготные категории граждан, совместно определяемые Минздравом и Минсоцполитики, будут освобождаться от необходимости осуществлять сооплату за услуги, которые не входят в гарантированный госпакет.

Ключевым моментом концепции является создание Нацагентства по финансированию здравоохранения, которое будет выступать единым национальным заказчиком медуслуг.

Нацагентство будет являться независимой организацией, которая действует в интересах пациентов и закупает медицинские услуги на основе единых базовых тарифов в рамках действующей модели сбора средств с общих налогов. Нацагентство будет работать под управлением Минздрава и будет иметь региональные подразделения.

Выбор уровня для организации звена Нацагентства будет координироваться с административно-территориальной реформой.

Проект предусматривает, что Нацагентство по финансированию здравоохранения будет контрактовать поставщиков услуг всех уровней и форм собственности для закупки медуслуг в рамках гарантированного госпакета. При этом Нацагентство не обладает медицинскими учреждениями и не руководит ими, заключает договоры напрямую с любым учреждением здравоохранения, куда обращается пациент.

Согласно проекту концепции владельцами большинства медучреждений являются местные советы, а государство берет на себя полную ответственность за выделение средств, достаточных для закупки гарантированного госпакета медицинских услуг для каждого гражданина. Распределение этих средств происходит через Нацагентство по финансированию здравоохранения по новым, более прозрачным, справедливым и конкурентным принципам.

Концепция также предусматривает, что общины должны иметь механизм независимого надзора за качеством медуслуг. Для этого на уровне общин создаются медицинские наблюдательные советы, деятельность которых регулируется отдельным подзаконным актом. Эти советы функционируют на общественных началах и имеют совещательный голос при планировании закупок на соответствующей территории.

Проект концепции предусматривает, что реформа финансирования системы здравоохранения будет происходить в три этапа. На начальном этапе (2016-2017 гг.), в частности, планируется разработка проектов и принятия актов законодательства для внедрения гарантированного госпакета медуслуг, определение услуг вне гарантированного госпакета, создание законодательных основ для начала механизмов сооплаты; создание механизма обеспечения медицинскими услугами, не входящими в гарантированный госпакет медицинских услуг, льготных категорий граждан, а также принятия соответствующего законодательства для проведения автономизации учреждений здравоохранения и создание Нацагентства по финансированию здравоохранения.

На втором этапе внедрения (2018-2019 гг.) предусматривается, в частности, запуск механизмов сооплаты медуслуг в учреждениях здравоохранения, предоставляющих гарантированный госпакет медуслуг, начать работу центрального офиса и региональных подразделений Нацагентства, заключить договоры о предоставлении медуслуг, входящих в гарантированный госпакет, а также пилотное внедрение системы единого электронного реестра пациентов и системы назначений лекарственных средств.

На этапе интеграции (2019-2020 гг.) планируется, в частности, внедрить механизм стратегических закупок — заказ услуг на основе запланированных объемов и установленных тарифов по контрактам, завершить формирование единого медицинского пространства для предоставления гарантированного госпакета медуслуг.