Мир в шаге от глобальных катастроф: о чем говорили на Мюнхенской конференции

Глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр и Вольфганг Ишингер. Фото: MSC / Kuhlm
Глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр и Вольфганг Ишингер. Фото: MSC / Kuhlm
Мир находится все в большей близости к политическим, экономическим и военным катастрофам

Каждый февраль Мюнхен принимает десятки мировых лидеров и глав оборонных ведомств. Все они съезжаются на одно из основных мероприятий военно-политического календаря года — Мюнхенская конференция по безопасности. В этом году мировые лидеры обсуждали вопросы НАТО, Ближнего Востока, КНДР, экономики, киберугроз, а также Украины. Несмотря на некоторый оптимизм в виде решения части проблем в вызовах последнего десятилетия (кризис еврозоны, миграционный кризис, Brexit, российские влияния), во многих речах сквозили опасения по поводу ближайшего будущего. Многие, среди которых и глава конференции Вольфганг Ишингер, прямо предупреждали — мир очередной раз вплотную подошел к глобальному конфликту.

Delo.UA систематизировало главные тезисы прошедшей конференции.

Ожидание нового кризиса

На специальной экономической панели "Глобальный экономический порядок" все спикеры отметили позитивные экономические тренды. При этом единогласной стала и настороженность по поводу ближайшего будущего. Экс-президент Мексики и глава Фонда старейшин Эрнесто Зедилло напомнил, как ровно десять лет назад мир попал в воронку глобального финансового кризиса. Экс-президент отметил, что тогда экономика также была на подъеме и никто всерьез не готовился ни к чему плохому, игнорируя опасные сигналы.

Сейчас, по мнению Зедилло, опасных сигналов также хватает — особенно среди крупнейших экономик, например, США. Последние используют агрессивную фискальную политику, особенно по отношению к торговле с другими странами.

Глава МВФ Кристин Лагард отметила, что все пока не настолько плохо. Фонд постоянно корректирует свои прогнозы по мировой экономике в лучшую сторону (уже трижды за последний год), растет потребление и торговля. Инвестиционный рынок растет, несмотря на недавнее корректирующее падение американского фондового рынка, а безработица постепенно сокращается.

Однако, как считает Лагард, это разговор о краткосрочной перспективе, тогда как в среднесрочной не все так радужно. Суверенные долги большинства стран растут быстрее, чем ВВП. Растут и корпоративные долги, особенно в развивающихся экономиках — главных драйверах глобального роста.

Кроме того, постепенный рост зарплат в развитых странах рано или поздно ускорит инфляцию, а значит кредитные деньги подорожают. И тут пострадают развивающиеся страны, поскольку они столкнутся с оттоком капитала и снижением инвестиционных настроений в мире.

Упомянули во время конференции и о растущем протекционизме. Бывший глава Всемирного банка Роберт Зеллик отметил опасность американского протекционизма для всей мировой экономической архитектуры. Зеллик подчеркивает, что подходы администрации Трампа это шаг назад — от глобальных правил, когда все страны договариваются про условно компромиссные условия для всех, к двусторонним сделкам. Формально это действительно может дать стране определенные преимущества и более выгодные условия. Однако это запустит пересмотр сделок всех стран, ведь каждый будет хотеть лучших условий.

Кроме того, будет много проигравших — такие переговоры подорвут универсальность правил, а значит ослабят темпы роста мировой торговли и экономики.

Вице-президент Еврокомиссии Франс Тиммерманс поделился своими опасениями, что рост протекционизма может оказаться убийственным для всей политической системы Евросоюза. Чиновник отмечает, что популисты-реакционеры пугают людей международными торговыми сделками как чем-то плохим, и люди продолжают в это верить. Все это вредит не только и не столько торговле, сколько взглядам на то, что существует "win-win" стратегия.

Все больше людей, подчеркивает Тиммерманс, верят в систему Путина или Трампа, где всегда есть победители и проигравшие.

Евросоюз же, напоминает чиновник, полностью построен на идеях, что экономический рост соседей полезен и для самой страны.

Четыре причины глобальной войны

Хватало опасений и в военной сфере. Глава форума Вольфганг Ишингер в своей вступительной речи отметил, что мир подошел критически близко к глобальному конфликту. По мнению Ишингера, существуют четыре возможных "спусковых крючка" новой мировой войны. Среди них конфликт Северной Кореи и США, противостояние Саудовской Аравии и Ирана, конфронтация НАТО и России, а также конфликт России и Украины.

Если проблема КНДР была заговорена до дыр еще в Давосе, то ближневосточные конфликты раскрылись в Мюнхене на полную. Первым слово взял премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху, выступив с резкой речью в сторону Ирана. Премьер продемонстрировал сбитый иранский беспилотник, пригрозив решительными ответными мерами, если иранские власти не прекратят испытывать терпение израильского народа. Напомнил Нетаньяху и о ядерной сделке, что было то ли комплиментом в сторону политики Трампа, то ли критикой европейской позиции в этом вопросе.

Предложил свое решение по региону и Катар, ранее пострадавший от блокады Саудовской Аравии и ее союзников. Катарские представители отметили, что страна только сплотилась и укрепилась на фоне "недружественных актов" со стороны ее соседей. При этом Катар предлагает создать принципиально новую архитектуру безопасности в регионе, осуществленную на принципах, подобных принципам объединения Европейского Союза.

Говорили и об Украине, упоминая необходимость реализовать Минские соглашения, а также обсуждая возможность миротворческой миссии ООН по всей территории Донбасса. Провели встречу министры иностранных дел Украины и России, а также провели целый ряд встреч украинских представителей с западными чиновниками по этому вопросу (самой яркой из которых стала встреча украинского президента с главой американского Пентагона). Несмотря на некоторое падение интереса, Украина остается в фокусе последних четыре года конференции.

Однако главной тематикой оставалась конфронтация стран НАТО и России.

Эксперты Альянса в этот раз отмечали, что Запад мечется между переоценкой и недооценкой российской угрозы.

И если первая часть стран закрывает глаза на один из самых быстрорастущих оборонных бюджетов в мире, то вторая вызывает необоснованный страх перед экономикой, сопоставимой с Испанией. Звучали и уже традиционные призывы прекратить конфронтацию с Россией в пользу конструктивного диалога, однако в этот раз преимущественно со стороны самих же представителей РФ. В то же время главной линией раскола между странами НАТО стало отношение к США и евроатлантизму в целом.

Европа vs евроатлантизм

Немецкая министр безопасности Урсула фон Ляйен довольно точно сформулировала главный месседж большинства европейских стран на этой конференции — "Европа хочет больше отвечать за собственную безопасность". И хотя сама министр подчеркнула, что это не означает угроз евроатлантизму, определенная напряженность между Европой и США ощущалась.

Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер очередной раз призвал не идти на поводу США и не повышать финансирования обороны до 2%. Недоволен этим обязательством и министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль. Однако ранее скептичная к этим квотам Франция взяла на себя обязательство довести финансирование обороны до 2% ВВП к 2025-му году.

Многие европейские лидеры упомянули о возможности создать европейскую армию. К проекту благосклонно отнеслись министры обороны Франции и Германии, а также чиновники Евросоюза. Однако были и те, кто настоял на том, что архитектура западной безопасности может формироваться лишь при участии США. Среди сторонников этих взглядов оказался премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, а также глава британского правительства Тереза Мэй. В итоге год изоляционистской политики Трампа хоть и уменьшил доверие европейцев к США, но и заставил брать на себя больше ответственности в вопросах обороны.

Украина на конференции

Украина уже четвертый раз стала не только одной из главных тем конференции, но и достаточно активным участником. На организованную Украиной панель пришли достаточно влиятельные политики от министра иностранных дел Канады Христи Фрилянд, до специального представителя США по вопросам Украины Курта Волкера.

Однако самым главным был "комментарий по Украине", представленный президентом Петром Порошенко. Президент также предостерегал мир о возможной новой мировой войне — гибридной. Порошенко напомнил, что о Первой мировой было много сигналов до ее начала, однако эти сигналы все игнорировали. Так же, считает президент, происходит и сейчас. Он напомнил о дезинформационных кампаниях, использовании агентов влияния и милитарной агрессии России во многих странах по всему миру, а также призвал страны противодействовать этим явлениям.

Несмотря на мрачные прогнозы, конференция подарила несколько готовых решений, например, по борьбе с киберугрозами. Десяток крупных компаний подписали совместную хартию по противодействию сетевым угрозам, что может стать серьезной базой для дальнейших переговоров на эту тему.

Подают немало надежд и европейские оборонные инициативы, а также готовность сотрудничать в этих вопросах ныне оппозиционных к Брюсселю европейских стран.

В целом конференцию можно подытожить цитатой Генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша: "Год назад я предлагал сделать 2017 годом мира. Теперь я могу лишь предостеречь об опасности, с которой может столкнуться мир".