Мода на Украину

В украинском обществе существует несколько объяснений, почему в страну не идут иностранные инвесторы. Эти аргументы за десять лет развития страны превратились в некие догмы. Принято считать, что иностранные деньги не идут в нашу экономику из-за политическ

Вчера за 24,2 млрд. грн. транснациональной корпорации Mittal Steel продали комбинат «Криворожсталь». Это повод еще раз задуматься об иностранных инвестициях и иностранных инвесторах. О том, что действительно им мешает вкладывать деньги в украинскую экономику.

В случае с «Криворожсталью» мы имеем в наличии все те обстоятельства, которые, по

идее, должны были бы отпугнуть иностранцев. Во-первых, предыстория продажи украинского металлургического комбината с фактическим игнорированием властью интересов предыдущих собственников. Во-вторых, очень детальные (вплоть до выбора оборудования), но мало обоснованные инвестиционные обязательства, которые идут в довесок к сумме, за которую продан объект. В-третьих, политическая нестабильность и высокие налоги никуда не делись. Почему же при таком «традиционном» отпугивающем наборе две крупнейшие мировые металлургические корпорации участвовали в конкурсе, а цена более чем в два раза превысила стартовую?

Потому, что основные препоны на пути иностранцев в Украину лежат в практической плоскости, а украинские власти все эти годы рассматривали «инвестиционный климат» в формате макроэкономических показателей.

Первое, что делает инвестор, желая начать бизнес за рубежом – это искать надежных партнеров внутри страны. Люксембургская компания Arcelor нашла себе таких партнеров в Украине в лице донецкой корпорации «Индустриальный союз Донбасса». Это помогло бы ей быстрее найти общий язык с профсоюзными организациями, действующими на «Криворожстали» (если бы они победили). Кроме того, вкладывая деньги в покупку вместе с отечественными бизнесменами, инвесторы рассчитывают делить и существующие риски.

Второе, что делает инвестор – он пишет бизнес-план, просчитывая выгоду от запланированных вложений. С «Криворожсталью» проще – ее продукция, ориентированная на экспорт, мало зависит от развития внутреннего рынка. Однако большинство инвесторов по всему миру ищут те рынки, которые ненасыщены и потенциально могут потребить их продукцию. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что вторым основным сдерживающим фактором для иностранных инвестиций является наш неразвитый внутренний рынок. Это касается не только потребительского рынка, но и его инфраструктуры. Инвестору, чтобы принять решение, нужны достоверные маркетинговые данные и точные прогнозы на будущее. Эту информацию он может получить либо непосредственно от партнера (если он ему настолько доверяет), либо от компаний, профессионально занимающихся исследованиями того или иного рынка. Пока что в Украине этим зачастую занимаются инвестиционные компании и сами производители.

И еще. Прежде, чем вкладывать в страну, инвестор ее посещает. И здесь на первый план выходят первый личный опыт, который зачастую базируется на впечатлении от авиаперелета, обслуживающего персонала в гостинице и ресторане и ценах на эти услуги. Не последнюю роль играют дороги и их инфраструктура, а также возможность пообщаться с такими же, как он, иностранцами, решившимися вложить деньги в бизнес страны, о которой так мало знают даже в близкой географически Европе.