Москва хочет избавиться от трудовых мигрантов

От 17 до 25% от общего числа нелегальных мигрантов в России приходится на Москву. Власти пока не знают, как с этим бороться. Но уверены, что в будущем город вообще обойдется без трудовых мигрантов

В столице России более 1 млн рабочих мест занято нелегальными мигрантами, сообщила руководитель департамента экономической политики и развития столицы Марина Оглоблина. В основном они работают в традиционных областях — торговле, ЖКХ и строительстве.

Если учесть, что общая численность занятого населения Москвы составляет 6,059 млн человек, а общая численность нелегальных или находящихся без работы мигрантов составляет от 4 до 6 млн человек (эти данные в конце июня озвучил глава ФМС Константин Ромодановский), то на Москву приходится от четверти до одной шестой нелегальной миграции страны (то есть от 17 до 25%).

«Как их вывести из тени, будем думать», — пообещала Оглоблина.

Неразменный миллион

Данные об 1 млн нелегалов, проживающих в Москве, озвучивают уже не первый год. Такую информацию, к примеру, еще в 2009 году озвучивал экс-мэр Юрий Лужков. Городские власти боролись с нелегалами путем сокращения квот. Но ситуация только усугубилась, признал Лужков в апреле 2009 года, после того как квоты на привлечение иностранной рабочей силы были сокращены в два раза - до 250 тысяч человек.

«Количество болтающихся, которые ищут случайный заработок, увеличилось пропорционально сокращению квот. Мы получили еще более сложную обстановку в городе», — говорил он.

Очевидно, что ситуация не изменилась и после того как с 1 июня 2010 года мигрантам было предписано приобретать патенты — разрешения на работу, — которые действуют от одного до трех месяцев и дают доступ к социальным благам, предусмотренным российским трудовым законодательством.

Однако с июля прошлого года по апрель текущего в Москве было выдано только 30 тысяч патентов и около 45 тысяч патентов — в Московской области. Таким образом, в Москве удалось вывести из тени 3% мигрантов, а с учетом Подмосковья — 7,5%.

После введения системы квот была построена огромная коррупционная схема. Это практически официально, потому что расплодилось громадное количество посреднических фирм, которые этим занимаются. Мигранту не гарантируют, что работодатель, к которому он придет, имеет квоты на рабочую силу, говорят эксперты.

«Квота ударила не только по трудовым мигрантам, она заставила и работодателей дальше работать в теневом бизнесе. Если у него [работодателя] не успевают вписаться в квоту, то он будет стараться туда и не вписываться и продолжать делать сверхприбыли на нелегалах», — рассказывает Джураева.

Сезонные приглашения

Сейчас в профильных ведомствах обсуждается отмена квот в рамках «Стратегии 2020». Это же предложение содержится и в «Концепции государственной миграционной политики РФ до 2025 года», которую на днях представил глава ФМС Константин Ромодановский. По планам, квоты будут отменены к 2015 году. Вместо них мигрантам будут выдавать сезонные разрешения на работу.

В этой же концепции содержится еще одно новшество — оценка желающих приехать в Россию на работу или на постоянное место жительства мигрантов по балльной системе. Это будет касаться в первую очередь четырех категорий мигрантов: высококвалифицированных специалистов, предпринимателей, инвесторов и работников невысокой квалификации, чьи услуги востребованы на российском рынке труда, говорится в концепции.

Оценивать предлагается уровень образования, опыт работы, знание русского языка. Баллы будут ставить и за наличие родственников в России, и за опыт работы и учебы, и за работу в РФ. Эта система уже опробована за рубежом, в частности, в Канаде и Австралии. 25 июля концепция была одобрена на слушаниях в Общественной палате.

Оценка мигрантов поможет отбирать тех, кто действительно хочет остаться в нашей стране. «Нельзя полностью открывать ворота, надо открывать ворота именно для тех, кто едет с целью четко обозначенной в графе «приезд», — говорит Гавхар Джураева. Но трудовые мигранты по большей части к этой категории желающих осесть в России не относятся, признает она. Ее мнение основывается на постоянном общении с выходцами из Киргизии, Узбекистана и Таджикистана — стран, откуда идет основной поток мигрантов в Россию. Подавляющее большинство из них хотят оставаться гражданами своей страны.

«Среди них огромный процент вынужден получать гражданство, чтобы получить право на работу. Они бы хотели приехать, поработать и уехать», — рассказывает она.

Свои рабочие руки

Но пока эти новшества не приняты, власти Москвы строят планы по развитию города не за счет мигрантов, а за счет эффективного использования уже существующего производства. Правительство столицы планирует увеличить к 2016 году валовой региональный продукт (ВРП) до 45 тысяч долларов на душу населения. ВРП, по планам, должен вырасти на треть.

В будущем экономическое благополучие Москвы не будет зависеть от труда мигрантов, заявила Марина Оглоблина.

Накануне столичные власти Москвы одобрили госпрограмму «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг». В ее рамках власти Москвы намерены добиться того, чтобы доля иностранных работников в численности занятого населения столицы составляла 3,2%.

Этот показатель в 2009 году составлял 5,1%, в 2010 году — уже 3,9%, заявляли ранее представители департамента труда и занятости Москвы. При этом общее количество трудоспособного населения Москвы будет уменьшаться, начиная с 2014-2015 годов, примерно на 5-7% ежегодно, говорит Оглоблина.

Сейчас вклад мигрантов в развитие экономики Москвы не превышается 10-15% от ВРП, говорит BFM.ru директор Центра этнополитических и региональных исследований Владимир Мукомель. В Москве, по его оценкам, численность нелегальных мигрантов составляет примерно 600 тысяч человек, а вместе с областью их количество превышает 1 млн.

Планы властей по увеличению ВРП достаточно реалистичны, но говорить о том, что Москва может динамично развиваться без использования труда мигрантов, опрометчиво, указывает он.

«Их численность достаточно значительна, они превалируют в целом ряде отраслей: и в ЖКХ, и в строительстве, и в торговле. Это отрасли и рабочие места, куда очень неохотно идут работать москвичи. И ни при каких условиях они не пойдут, если им резко не повысить оплату труда на этих рабочих местах, что абсолютно нереально, — говорит Мукомель. — При этом переход на интенсивный путь развития потребует существенных изменений в правовой сфере, в создании определенных условий для функционирования малого бизнеса, обеспечения эффективности правосудия, безопасности ведения бизнеса, пресечения всяческих попыток посягательства на чужой бизнес. Многие вопросы не находятся в компетенции столичных властей».