Муниципальная варта: легализация "титушек" или больше порядка на улицах

Народные депутаты в первом чтении приняли законопроект "О муниципальной варте". Законопроект нуждается в доработке, от которой будет зависеть результативность работы будущей муниципальной милиции

Верховная Рада в первом чтении 21 мая приняла законопроект "О муниципальной варте". Его создателями стали в основном лидеры парламентских фракций Олег Ляшко, Олег Березюк, Юрий Луценко, Юлия Тимошенко, спикер Верховной Рады Владимир Гройсман, и нардепы от "Народного Фронта" и "Батькивщины" Андрей Тетерук и Андрей Кожемякин.

В контексте децентрализации муниципальная стража должна стать элементом архитектуры взаимоотношений между правоохранительными органами и местным самоуправлением.

"Например, в Кривом Роге есть проблема наркомании, это все знают. Значит мэр может увеличить патрулирование совместно с МВД соответствующих районов. У Киева на Печерске проблема пробок, которые создаются из-за неправильной парковки. Значит мэрия может создать специальные подразделения и их профинансировать, которые будут устранять эти проблемы", — объяснил целесообразность принятия законопроекта глава фракции "Блока Петра Порошенко" Юрий Луценко.

Депутаты восприняли документ положительно, но отметили, что ко второму чтению нужно его существенно доработать, чтобы новосозданная варта не дублировала функции патрульной службы.

Так, муниципальные варты будут создаваться в городах областного и/или республиканского значения, Киеве и Севастополе, а также на территории юрисдикции объединенных территориальных общин по решению соответствующих советов. Хотя нардепы с опаской отнеслись к созданию варт на оккупированных территориях, как в восточных областях, так и в Крыму. "По нашему глубокому убеждению, они не могут создаваться в условиях, где есть оккупация ... потому что это, фактически, будет узаконивание террористических группировок, или, еще хуже, российских и других наемников", — отметил нардеп от "Батькивщины" Сергей Соболев.

Создание таких варт в прифронтовых регионах пока что также ставится под вопрос, поскольку это может привести к дестабилизации ситуации.

Финансирование "стражей" будет находиться полностью в компетенции соответствующих местных властей. Они будут утверждать количество и штатную структуру муниципальной варты. Часть народных депутатов высказалась за то, чтобы указать в законе граничную численность "стражей", но нардеп от БПП Игорь Насалик указал, что местные органы власти должны сами определить количество нужных городу патрулей, поскольку они закладывают это в бюджет и финансируют непосредственно из своих финансов. Окончательное решение по этому вопросу будет принято ко второму чтению.

В муниципальную стражу будут набирать граждан Украины, не ведущих партийную или предпринимательскую (или любую другую оплачиваемую) деятельность, достигших 21 года и имеющих соответствующее образование и профессиональную подготовку (призывников в муниципальную стражу брать не будут). Людей без опыта аналогичной работы будут обучать полгода.

У муниципальной стражи во всей Украине будет единая форма, разные будут только нашивки с символами городов. Они будут вооружены спецсредствами: наручники, резиновые дубинки, средства связывания, газовые баллончики, электрошокеры, устройства для принудительной остановки транспорта, травматическое оружие (пистолеты для отстрела резиновых пуль), а также могут использовать служебных собак и лошадей. Но эти средства будут использоваться лишь в отдельных случаях, при задержании злоумышленников или случаях, несущих угрозу жизни.

Контролировать деятельность варты, согласно законопроекту, будет общественность, оспаривая деятельность работников в местных органах власти и судах, а также заслушивая отчеты главы варты на собраниях.

Варта — лучшие помощники депутатов

В основном работники варты будут обеспечивать охрану общественного порядка, пресекать административные правонарушения (обнаруживать правонарушения и передавать задержанных правоохранителям), обеспечивать безопасность дорожного движения, охранять коммунальное имущество, заниматься спасательной деятельностью в случае аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Кроме того, они смогут предоставлять помощь народным и местным депутатам, а также чиновникам, при исполнении ими своих полномочий в случае наличия препятствий для их деятельности.

Также "стражи" смогут штрафовать, но в законопроекте не выписано, за какие именно правонарушения. Указано лишь, что штрафовать сможет только глава и замглавы варты.

Поэтому, по словам Сергея Соболева, в законопроекте нужно выписать четкий перечень штрафов, которые могут применяться муниципальной стражей для того, чтобы потом в судах не было вопросов к тем, кто непосредственно работает в муниципальной варте.

Работники варты будут иметь право проверять документы, обыскивать, а также задерживать и доставлять в отделение правонарушителей для установления их личности и составления протокола, если его невозможно составить на месте, или для последующей передачи их правоохранителям. Сейчас в документе нет четкого перечня правонарушений, при которых работники варты могут применять свои полномочия. "Должен быть четкий перечень правонарушений, в каких условиях должны применяться функции муниципальной варты. И также не могут пересекаться функции Национальной полиции и муниципальной варты", — заявил Соболев.

Также, по его словам, ко второму чтению нужно четко установить правовой статус муниципальной варты, чтобы также сделать невозможным дублирование функций с Национальной полицией.

Кроме того, некоторые депутаты отмечают, что должен быть установлен разрешительный орган, который позволит тем или иным органам местного самоуправления создавать муниципальную стражу. "Существует угроза, что такие городские головы, как Кернес (мэр Харькова — Ред.), как Син (мэр Запорожья — Ред.) и им подобные создадут свои частные армии, понабирают туда "титушню" и под прикрытием этого всего будут действовать в своих городах", — предостерегал Андрей Ильенко (ВО "Свобода").

По мнению бывшего депутата Киевсовета Александра Бригинца, Киеву нужна такая муниципальная варта, хотя он отмечает, что после Майдана граждане сами начали организовываться в такие районные общественные организации и патрулировать улицы. "Годами говорили о муниципальной милиции, но при режимах, которые избегали децентрализации, которые пренебрегали интересами местных общин, это было невозможно! Если бы мэр имел свою милицию, то он мог бы также и позвать ее с собой на Майдан против Януковича!" — привел пример Бригинец.