На что чаще всего жалуются поставщики в закупках на ProZorro

В каких тендерах и на что чаще всего жалуются поставщики и по каким причинам иногда отказываются от обжалований — об этом Delo.UA рассказали эксперты торговой площадки Zakupki.Prom.ua, официального участника системы ProZorro, и юридической компании "Правое дело"

Более 36 тысяч жалоб и требований было подано поставщиками за все время работы системы публичных электронных закупок ProZorro. Количество только жалоб составляет треть от этой цифры — 12,17 тыс.

Если говорить о категориях товаров в госзакупках, то чаще всего поставщики обжалуют условия или решения в тендерах на закупку:

  • строительных работ;
  • офисной и компьютерной техники, оборудования и принадлежностей;
  • медицинского оборудования, фармацевтической продукции и средств личной гигиены.

Предметом жалоб в электронных публичных закупках чаще всего являются решения об отклонении предложения участника, недопуск предложения к аукциону в "евроторгах" (европейская процедура — вид государственной закупки, опубликованной на английском языке с ожидаемой стоимостью свыше 133 тыс. евро для товаров и услуг и 5,15 млн евро для работ). Реже поставщики оспаривают решения о выборе победителя или допуске предложений конкурентов к аукциону в "евроторгах". Вышеперечисленные виды жалоб составляют 67% всех обжалований.

На условия тендеров поставщики жалуются реже. И это происходит по нескольким причинам:

  • большая часть тендеров содержат обоснованные требования;
  • участники не видят неправомерные требования (так называемые "подводные камни") и, как следствие, не обжалуют их вовсе или обжалуют не вовремя;
  • участники, видя неправомерные требования в условиях тендера, понимают, что заказчик уже прописал условия под "своего" поставщика. Они осознают, что бороться за контракт придется долго и до конца, а это не всегда экономически выгодно для участника.

Самый редко встречающийся вид жалоб в госзакупках — это жалобы на переговорные процедуры (закупка у одного участника по прямому договору). Такие процедуры обычно проходят на монопольных рынках и в экстренных случаях, что, в свою очередь, не затрагивает обширный спектр участников. Кроме того, поставщики обычно не следят за такими закупками, и не знают, что решения по ним тоже можно обжаловать. Отталкивает участников еще и то, что в этой процедуре заинтересованность заказчика в определенном поставщике еще более видна.

Бывают случаи, когда компании и вовсе отказываются от обжалования. Одной из основных причин этого является плата за подачу жалобы: 5 тыс. грн по торгам, где предмет закупки — товары или услуги, и 15 тыс. грн по торгам, где предмет закупки — работы. Участник не всегда готов платить указанную сумму, ведь даже в случае выигрыша дела в АМКУ данная плата не возвращается. Иногда поставщикам экономически невыгодно оплачивать жалобы, исходя из суммы возможного заработка.

Причиной отказа от подачи жалобы также бывает нежелание участника входить в конфронтацию с потенциальным заказчиком, считая, что возможная последующая совместная работа будет испорчена историей тяжб в АМКУ.