На детях не экономят

Резкое сокращение покупательной способности населения и стремительная девальвация гривни ухудшили состояние всей сферы розничной торговли Украины

сокращение покупательной способности населения и стремительная девальвация гривни ухудшили состояние всей сферы розничной торговли Украины. На фоне тотального падения продаж в сегменте продуктового ритейла, которое в январе-феврале 2009 года составило 30%, снижение рынка детского ритейла было не столь стремительным.  «Хотя в определенной мере кризис все равно затронул этот рынок, но по сравнению со всем ритейлом, детский пострадал меньше всего», — отмечает начальник аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Соколов. За первые два месяца этого года продажи детских товаров сократились только на 3,5% и составили 6,9 миллиарда гривен.

Кто проиграет

По словам директора по работе с клиентами агентства Kids Market Consulting Марины Белоголовой, принцип построения детского маркетинга базируется на том, что финансовые затруднения взрослых в последнюю очередь сказываются на детях. «Если свою семейную корзину, то есть взрослое потребление, семья может пересмотреть, то ребенку все равно будут покупать те продукты, которые он охотно ест и к которым привык», — подчеркивает она. Эта отрасль — своего рода лакмусовая бумажка, отмечают эксперты, и падение спроса на детские товары означает, что финансовый кризис зашел уже далеко.

Единственное, что подкосило детские торговые сети, это колебания курса доллара. «Обороты продаж остались прежними, но мы терпим убытки в связи с перепадами курса доллара», — объясняет директор сети магазинов детской одежды New Land Виктор Найко. Чтобы не потерять клиентов, торговые сети лишь незначительно подняли цены на импортные товары, в то время как гривня с сентября девальвировала на 60%.

При этом на различных направлениях детской торговли кризис отразился в разной степени. Молочные продукты и соки он затронул меньше всего. «В отношении одежды и обуви родители ориентируются на соотношение цена-качество и не привыкли изменять тем торговым маркам, которые вызвали у них доверие», — добавляет Белоголова. Детская одежда занимает наибольшую долю в структуре рынка — 39%, и благодаря стабильному спросу именно этот сегмент держит отрасль на плаву.

Аутсайдером является сектор товаров, рассчитанных на подростков, кондитерские изделия и игрушки. Как поясняют эксперты, родители будут вынуждены сократить количество карманных денег у детей и ребенок больше не сможет совершать импульсивные покупки. «Потребители говорят нам, что будут реже покупать игрушки. В то же время товары для новорожденных и детская одежда по-прежнему пользуются высоким спросом», — поясняет глава одной из сетей детских супермаркетов.

В 2008 году сегмент игрушек развивался наиболее интенсивно — рост за год составил около 20%. Объем украинского рынка детских игрушек составляет 400 миллионов долларов в год. Продажи подкосила зависимость этого сегмента от импортной продукции — 80% игрушек ввозится в Украину из-за границы, в основном из Китая.

Будет рост

Участники рынка отмечают, что кризис будет иметь и свои плюсы для рынка. Произойдет структуризация рынка, и останутся только самые эффективные компании в каждом из сегментов. До кризиса рентабельность розничных операторов, специализирующихся на товарах для детей, достигала 200%. «Влияние кризиса на детский ритейл будет заметно не сразу, а постепенно. Так, по итогам 2008 и 2009 годов это снижение может составить до 30%», — отмечает Марина Белоголова. При этом, по оптимистическим прогнозам, падение не будет затяжным. «Я думаю, что до лета все останется на прежнем уровне, но осенью подтянется на 10-20%», — считает руководитель отдела маркетинга компании ToyDiCo Наталья Гуць.

Участники рынка объясняют это тем, что сейчас в Украине набирает темпы рост рождаемости. «Сейчас вступает в детородный возраст поколение бэбибума начала-середины 80-х», — напоминает начальник аналитического отдела компании Pro-Consulting Александр Соколов.

Тамара КИРЮЧЕК
специально для «ДЕЛА»