Налоговый кодекс заставил зернопереработчиков отказаться от покупки зерна у посредников

Нормы Налогового кодекса делают невыгодными некоторые применявшиеся ранее на практике гражданско-правовые договоры. «ДЕЛО» обратилось к юристам за разъяснением, от каких договоров откажется бизнес и почему

Налоговое законодательство никогда прямо не запрещало заключать какие-либо договоры. Однако на практике именно в силу тех или иных положений законов, регулирующих порядок уплаты налогов, бизнес отказывается от определенных гражданско-правовых договоров. Простой пример - норма об обычных ценах: продавай связанному лицу по любой цене, но налоги плати, исходя из обычной. В результате даже крупные холдинги вынуждены при установлении трансфертных цен быть очень осторожными.

Налоговый кодекс исключением не стал и приготовил несколько «сюрпризов» налогоплательщикам, которым теперь придется пересматривать схемы своей работы. Причем, под удар попали не только «оптимизаторы», которые действительно использовали пробелы в законах для уменьшения налоговой нагрузки, но предприниматели, искренне стремившиеся соблюдать закон и честно платить налоги.

НДС оставил зернотрейдеров без работы

Неприятное новшество уготовано посредникам – комиссионерам. Если ранее налоговые обязательства по НДС возникали у них в момент передачи товаров (результатов услуг) комитенту (клиенту, заказчику), то по Налоговому кодексу применяется общее правило первого события. Поэтому если комиссионер получил от своего заказчика средства для выполнения поручения, например, на приобретение каких-то товаров или услуг, то налоговые обязательства по НДС возникают у него в периоде получения средств. Это означает, что если в течение того же налогового периода комиссионер поручения выполнить не успеет, то есть не приобретет товар и, следовательно,  не получить право на налоговый кредит, то 20% от полученной суммы предстоит отдать в бюджет.

Налоговым кодексом предусмотрено освобождение от налогообложения НДС многочисленных профессиональных услуг – юридических, бухгалтерских, консультационных. Поскольку их потребителями являются в основном крупные предприятия – плательщики НДС, то они заинтересованы в получении услуг также от плательщиков НДС, которые могут выдать налоговую накладную, так как в этом случае сумму НДС можно включить в налоговый кредит. Теперь же приобретать такие услуги не всегда будет коммерчески выгодно, ведь права на налоговый кредит покупатель уже иметь не будет. При этом отмена НДС вряд ли удешевит услуги. Для консалтинговых, юридических и аудиторских фирм экономические затраты остаются неизменными – зарплаты, связь, аренда офиса. В большинстве случаев они включают в себя НДС, который вместо налогового кредита будет отнесен в валовые расходы (поставщики услуг включат свои затраты с учетом НДС в стоимость услуг без НДС. – «ДЕЛО»).

Впрочем, влияние освобождение от НДС консалтинга еще предстоит оценить, а вот первые последствия льготирования поставок зерна уже очевидны. Как известно, переходными положениями Налогового кодекса освобождены от налогообложения операции по поставкам зерна (пшеница, рожь, ячмень и другие культуры) до 2014 года, кроме их первой поставки производителем. Это означает, что посредники на рынке зерна, зерновые трейдеры, уже не могут облагать поставки зерна своим потребителям НДС, а, следовательно, не могут и выдавать налоговые накладные. Основные потребители зерна, предприятия по производству хлеба и спирта, НДС на конечные продукты которых сохранился, вынуждены искать прямые контакты с сельхозпроизводителями, поскольку покупать у трейдеров, которые больше не могут дать налоговую накладную становится невыгодно. В этих условиях крупным трейдерам может стать интересно создавать собственные сельскохозяйственные предприятия, напрямую арендуя землю (покупать пока нельзя из-за моратория) у собственников. Повышение спроса на аренду земли наверняка повлечет за собой и повышение ставок арендной платы.

Кого отправит за борт налог на прибыль

Естественная нелюбовь государства к оффшорам также нашла свое отражение в Налоговом кодексе. Если ранее, по Закону «О налогообложении прибыли предприятий», в валовые расходы можно было отнести 85% средств, оплаченных за услуги компаниям, зарегистрированным в оффшорных зонах, то Налоговый кодекс запрещает относить их в расходы полностью (соответствующий раздел вступит в силу с 1 апреля. – «ДЕЛО»). Это делает работу через оффшоры крайне непривлекательной для украинских предприятий.

Однако, не только оффшорные компании, по мнению разработчиком Налогового кодекса, несут угрозу интересам украинского бюджета. Хорошо известна мировая практика отчисления дочерними предприятиями в адрес материнской компании части доход за менеджмент, предоставление различных ноу-хау, технологий, торговых марок и т.п. Причем в большинстве случаев, особенно когда речь идет о серьезных международных компаниях, эти платежи не являются платой за что-то надуманное, за несуществующие услуги или «воздушные» консультации. На самом деле, направляя в Украину своих менеджеров, других специалистов, налаживая на украинском предприятии систему управления, делясь технологиями, зарубежный инвестор действительно несет расходы, и вполне естественно желает, чтобы эти расходы были учтены при расчете налога на прибыль. Конечно, при этом существует немало украинских компаний, которые используют договоры на консультирование только как способ вывода денег за рубеж. Налоговые органы очень часто такие расходы исключали из валовых и начисляли налог на прибыль, ссылаясь на то, что данные расходы не связаны с хозяйственной деятельностью.

Теперь задача налоговым инспекторам несколько облегчилась. В Налоговом кодексе установлены ограничения на отнесение на валовые расходы средств, оплаченных по договорам о консультировании и маркетинге, в объеме не более 4% от оборота предыдущего года, а по договорам о предоставлении прав интеллектуальной собственности (роялти) – не более 5%.

Реакция на эту норму двоякая. Некоторые предприятия облегченно вздохнули, предполагая, что в пределах указанных ограничений их расходы оспаривать не будут. Но есть и другие, кто осторожно замечает, что норму о связи расходов с хозяйственной деятельностью, а точнее с доходами от нее, никто не отменял, поэтому налоговые органы, вполне возможно, будут по-прежнему настаивать на исключении из валовых расходов затрат на консалтинг.

Единоналожники скоро станут невыгодными поставщиками

Наконец, самый ощутимый удар нанесен по плательщикам единого налога. Несмотря на то, что им удалось отстоять право пользовать упрощенной системой налогообложения (временно!), сфера ее применения может постепенно сузиться. По Налоговому кодексу, предприятия – плательщики налога на прибыль не имеют право относить на валовые расходы затраты на приобретение товаров, работ и услуг у плательщиков единого налога. Поэтому предприниматели-«упрощенцы» становятся достаточно невыгодными поставщиками для предприятий.

В 2003 году Президент Украины Леонид Кучма ветировал принятые тогда Гражданский кодекс и Хозяйственный кодексы. Обращение Президента парламенту, содержавшее перечисление многочисленных противоречий между двумя документами, заканчивалось словами “цей перелік можна продовжити”. С каждым годом мы все больше и больше убеждаемся, что любой критический комментарий недавно принятого нормативного акта можно заканчивать аналогичной фразой.

Андрей Селютин, адвокат юридической фирмы «АНК»

 СПРАВКА

Юридическая фирма «АНК» основана  в 1996 году в Одессе. Ключевые практики: внешнеэкономическая деятельность, морское дело и торговое мореплавание, корпоративные отношения, земля и недвижимость, инвестиции.