Не оглядываясь в прошлое

Максим Нефьодов, первый заместитель министра экономического развития и торговли, о том, почему надо не внедрять в Украине практики Британии и Японии, а строить свой "блэкджек"

В идеале через 10 лет я представляю Украину страной с либеральной экономикой, интегрированной в мировую, и прежде всего в экономику ЕС. Допускаю, что это звучит банально, но иного варианта, кроме как идти по пути либерализации, у Украины нет.

Если мы хотим сделать качественный экономический рывок, за эти 10 лет мы должны запустить рынок земли, завершить (а для этого немедленно начать) приватизацию государственных предприятий, завершить дерегуляцию и реформу контролирующих органов. Мы должны передать все функции экономического контроля специальным органам, которые не являются частью правоохранительной структуры. Должна произойти полная трансформация судебной ветви власти. 

Некоторые из этих решений можно достаточно быстро имплементировать. Например, рынок земли. При наличии политической воли запуск полноценного рынка земли — это технический вопрос, который решается за несколько месяцев. У тех же "Прозорро.Продажи" есть все возможности, чтобы начать продавать земельные участки уже в этом году.

Судебную реформу или реформу правоохранительных органов, конечно, сделать намного сложнее, чем запустить продажу земельных участков. Для качественного изменения системы мало принять законодательные акты, нужно перенабирать и переучивать людей. 10 тысяч новых судей с незапятнанной репутацией не появятся к осени, даже если мы очень этого захотим.

Я действительно верю в то, что Украина должна строить либеральную экономику. Возможности для опережающих экономических рывков сегодня не связаны с копированием протекционистских мер 100-летней давности. Я правда не понимаю, почему в дискуссиях о развитии современной экономики мы апеллируем к мерам, которые Британия применяла к производству хлопка в 19 веке? Кроме того, закрытая экономика — это в первую очередь удар по населению. Если бы Украина использовала те же методы, что и Япония для развития своей автоиндустрии, мы все вынуждены были бы еще 15 лет ездить на "Ланосах" по цене "Мерседеса".

Вы хотите строить экономику 1950-х годов? Я нет. Я хочу строить экономику будущего. Для этого мы не должны закрываться и внедрять инновации по принципу "пусть сначала европейцы сделают, а мы посмотрим, как это работает". Возможности Украины связаны с тем, чтобы внедрять инновации первой. Например, полностью электронные публичные закупки мы внедрили одними из первых в мире. Подобным образом Украина должна стремиться первой внедрить полноценное использование криптовалюты и геномное редактирование, робототехнику и искусственный интеллект, а не только стараться возрождать советскую тяжелую промышленность.

Я с большим уважением отношусь к работникам промышленности, но традиционные тяжелые индустрии не могут обеспечить Украине рост экономики в 10 раз, а удачное применение инноваций может.

В то же время, когда я говорю о либеральной экономике, я не думаю, что в будущем государство должно самоустраниться от экономической политики. Вопреки расхожему мнению, так не бывает. Государство должно продолжить играть присущую ему роль: устранять так называемые "провалы рынка", устанавливать равные правила игры и следить за их выполнением. Но государственный аппарат должен стать компактным и мобильным. Большинство функций, которые сейчас выполняет государство, могут взять на себя частные компании, например, медицинское и пенсионное страхование. Я хотел бы верить, что Министерство экономики через 10 лет не будет заниматься ручным управлением, формированием государственного образовательного заказа или выдачей экспортных лицензий на алкоголь, а сконцентрируется на более интеллектуальной работе. Это и торговая политика, и продвижение экономических интересов Украины в мире, совершенствование бизнес-климата.

Украина должна перестать бояться и защищать свою экономику от внешнего мира. Наша цель быть открытыми и занимать новые инновационные ниши, а не только пытаться конкурировать в старых. Я ни в коем случае не считаю, что нам стоит полностью отказаться от традиционной промышленности. Нет, Украина к этому еще не готова. Вопрос в приоритетах. Если у нас получается плавить и продавать сталь — это позитив. Но если нам не удается конкурировать на рынке судо- или локомотивостроения, не нужно делать из этого национальную идею. Лучше тратить ресурсы и усилия на внедрение блокчейна или дронов для агробизнеса.

Путь понятен, и, к счастью, мы по нему движемся. Нужно только довести начатые реформы до логического завершения.