После Сирии: Кто может стать следующей жертвой военной агрессии России

Неожиданный вывод российских войск из Сирии вызывает много вопросов, ответы на которые искало Delo.UA

"Удачная операция", "полное поражение" и "торжество здравого смысла" — так мировые СМИ охарактеризовали решение президента России Владимира Путина отозвать значительную часть военной группировки из Сирии и прекратить активную часть операции. В Кремле заявили, что основные цели достигнуты, а потому нет смысла продолжать держать солдат в стране, и особенно подчеркнули, что смогли навести порядок в Сирии всего за несколько месяцев бомбардировок, тогда как Запад и его союзники на Ближнем Востоке не могли этого сделать за многие годы гражданской войны, которая унесла более 2,5 млн жизней.

Эксперты, опрошенные Delo.UA, признают, что Россия действительно смогла добиться некоторого прорыва в разрешении конфликта, но при этом не принесла мир в Сирию. Москва лишь укрепила режим Башара Ассада и показала, что с ним нужно будет считаться. Если в начале года британское издание The Economist писало, что выиграть войну в Сирии не сможет ни одна из сторон, то сейчас на Западе признают, что с Ассадом придется идти на неприятные компромиссы, и даже готовы оставить у власти одиозного президента, против которого борется полстраны. "Еще летом 2015 года казалось, что сирийский режим обречен, тогда повстанцы прорвали фронт в Холмсе и могли выйти к Дамаску, но теперь это в прошлом", — говорит Delo.UA Ян Бурн из Washington Institute for Near East Policy. Сегодня повстанцы терпят поражение и отступают.

Кроме того, вопреки надеждам России, широкая коалиция по противодействию ИГИЛ не состоялась — Запад не променял Крым и Донбасс на помощь Кремля в борьбе с терроризмом и сохранил секторальные санкции против России.

Однако такой неожиданный вывод российских войск из Сирии вызывает много вопросов. Например, кто из российских солдат останется в Сирии, сколько продлится перемирие, и главный вопрос — куда Россия направит свой "миротворческий взгляд" в следующий раз. Политический рейтинг президента Владимира Путина напрямую связан с проведением таких операций, как аннексия Крыма, война на Донбассе и бомбардировки в Сирии. Кипучая энергия Кремля по защите русского мира и великой России должна быть направлена в новое русло, чтобы россияне и дальше не замечали экономических проблем в стране.

Easy war

Изначально в Москве утверждали, что будут проводить в Сирии исключительно наземную военную операцию, ведь только 15% россиян осенью 2015 года поддерживали российское вмешательство во внутренние дела Сирии. Многие помнят войну в Афганистане, когда тысячи солдат погибли, исполняя интернациональный долг. Кроме того, Владимиру Путину нужен был простор для маневра, так как война на Донбассе затягивалась, а Запад вводил дополнительные санкции против его ближайшего окружения. Первой попыткой прозондировать почву стало выступлекние Владимира Путина на Генеральной Ассамблее ООН в начале сентября 2015 года, во время которого он говорил о широкой коалиции против ИГИЛ и потребности совместными усилиями добиться мира в Сирии. Но тогда западные лидеры были настроены по отношению к президенту России очень скептически. Барак Обама вновь назвал политику России в Европе значительной угрозой.

Скепсис Запада не остановил Кремль, и осенью российская авиация начала бомбить Сирию и перебрасывать в страну свои войска. Российские СМИ транслировали кадры уничтожения штабов и колонн с топливом ИГИЛ. После этого войска Башара Ассада начали активное наступление на повстанцев, а мировые лидеры пригласили Владимира Путина на саммит G20 в Анкару, где с ним хотели встретиться Барак Обама и Дэвид Кэмерон. Задача по прорыву дипломатической блокады Кремлем была выполнена.

Конечно, боевые действия России в Сирии не могли отменить санкции против экономики страны, но по мнению Майкла Кофмана из Центра Вильсона, фокус внимания США и ЕС начал смещаться с Украины на Ближний Восток и многие забыли об аннексии Крыма. "Некоторые государства, например Италия, открыто говорили о том, что нужно снимать санкции, если Россия выведет войска с востока Украины", — говорит Delo.UA Майкл Кофман.

Даже инцидент, в ходе которого Турция сбила российский самолет, показал, что НАТО не готов к моментальному ответу на российские военные провокации. Альянс вел переговоры с Россией, но отвечать на выпады Москвы пришлось президенту Турции Реджепу Эрдогану лично. А тем временем уровень поддержки Владимира Путина вырос до 82%, ведь у России появился новый враг.

В Сирии же российская авиация позволила войскам Башара Ассада перейти в наступление против повстанцев и склонить их к миру. Надо сказать, что в последнее время мировые СМИ все чаще сообщали об авианалетах России на города и гибели мирных жителей. Но тем не менее, власть Дамаска лишь укрепилась, а повстанцы, поняв что победа невозможна, сели за стол переговоров. Потому и вывод войск кажется таким логичным — россияне уходят, добившись перемирия. Кроме того, точных целей операции в Кремле не декларировали, и потому никто не может обвинить Путина в бегстве. Тем более что большинство экспертов сходятся в том, что Россия только "меняет вывеску" на своих базах и в любой момент готова возобновить бомбардировки. Никто не знает, сколько солдат покинут Сирию, а сколько останется на базе Тартус.

Наконец, Москва приняла решение ограничить свою активность в Сирии, так как другие страны в скором времени могут решиться на военные действия в стране. Будь администрация США решительнее, западная коалиция давно закрыла бы полеты над Сирией. Теперь же о интервенциях говорят в Турции, а новый хозяин Белого Дома может решиться на окончание войны. Тогда России пришлось бы столкнуться с более сильным противником.

Новые задачи

Незадолго до решения России об отводе части войск из Сирии на британском телевидении появился фильм, в котором обсуждалась возможность создания в Литве сепаратистской республики. Авторы фильма показывают, как в одной из областей этой страны Латгалии формируется сценарий, который уже прошел на Донбассе, вплоть до использования ядерного оружия странами НАТО в ответ на российское вторжение. Но при этом аналитики в фильме утверждают, что такая реакция может быть сильно запоздалой, ведь в странах Балтии уже будет сформирован плацдарм для продвижения России на Запад.

Аналитики называют этот сценарий радикальным. Вряд ли Москва рискнет устраивать провокации на территории страны-члена Альянса. А вот странам бывшего СССР стоит начинать беспокоится. В первую очередь Украине. По мнению Дэниэла Сервера из Johns Hopkins University, теперь Москва захочет завершить войну на Донбассе, и у этого завершения есть несколько вариантов. Кремль может начать наступление на востоке Украины. "Тогда под ударом окажется в первую очередь Мариуполь", — говорит Delo.UA эксперт. Россия также может усилить давление на Украину через Минские соглашения, чтобы завершить эту войну, вернув непризнанные республики в состав Украины на правах широкой автономии или федерации.

Также аналитики считают, что под ударом могут оказаться Беларусь и Казахстан. Минск давно уже игнорирует сигналы Москвы о том, что нужно наконец объединить усилия и создать единое государство. Александр Лукашенко сейчас не горит желанием делать этого и даже отказал России в размещении у себя военно-воздушной базы. Астана также имеет все шансы стать новой горячей точкой, хотя президент Назарбаев постоянно клянется в своей преданности Таможенному союзу и даже передумал уходить на пенсию.

В любом случае, ситуация непредсказуема. За два года после оккупации Крыма общественное мнение в России движется вслед за решениями своего лидера, и потому любые его инициативы будут поддержаны независимо от того, что они принесут экономике или международному престижу страны.