Неудержимый: что ожидать от курса гривни и политики НБУ

Гривня ушла в пике и Нацбанк пока не справляется с ее падением. При официальном курсе в 7,99 грн/$ вчера торги на межбанке доходили до отметки в 9,6 грн/$. Что будет дальше и как НБУ может стабилизировать ситуацию — в материале Delo.UA
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Стабильность гривни уже давно вызывает сомнения. Они еще были до начала политического кризиса. Мало того, что официальный курс от НБУ далек от реальности, так он еще и не отображает потребности экономики. Для активизации деловой активности большинство развивающих стран постепенно начали девальвировать свою валюту. Но режим "покращення" не давал возможность проводить подобную политику в Украине. В результате, вместо постепенного снижения курса гривни нас может ожидать шоковая терапия (как это были всегда) в виде резкой девальвации.

Сейчас на экономические проблемы также наложился политический кризис. Спекулянты решили на этом неплохо заработать и начали еще больше раскачивать курс. Население и инвесторы не уверены в завтрашнем дне, банки бросаются скупать валюту и не рискуют вкладывать деньги в гособлигации. Это все еще более усугубляет ситуацию. Мало того, что резервы не пополняются таким образом изнутри, Украина не получает и внешнего финансирования со стороны России и МВФ.

Владимир Лановой, экс-министр экономики, отмечает, что раньше баланс страны держался за счет займов. В год государство одалживало $12-15 млрд для стабилизации. "Сейчас никто не хочет давать нам кредиты, — говорит он, — Россия заморозила транш, на внутреннем рынке тоже проблемы — банки больше не хотят покупать валютные облигации, потому что боятся, что правительство эту валюту не вернет".

Отсутствие хорошей экономической поддержки и политическая нестабильность не позволяют Украине удержать курс гривни от падения.

Вчера курс доллара на межбанке взял очередную высоту — 9 грн/$. Наличный курс валют, который всегда отстает на день-два от межбанака, от обозначенного рубежа отделяют всего пять копеек.

Прошлый четырехлетний рекорд приходится на 28 января, когда наличный курс вырос до 8,6 грн. Тогда убавить темпы валюте помогли вмешательство Нацбанка, который начал продавать доллар по 8,4, а также новость об отставке Азарова и отмена "диктаторских" законов, что воспринялось, как достижение определенных успехов на пути урегулирования политического кризиса.

Но этого оказалось недостаточно для того, чтобы успокоить рынок, и курс снова пошел вверх. Достигнув сегодня рубежа в 9 грн, курс вызвал новую тревогу — не приведет ли это к обесцениванию гривневых депозитов?

Однако вероятность этого пока низка. Сейчас средняя ставка по гривневым депозитам в банках — 16%, а это значит, что хранение средств в гривне выгоднее, чем конвертация сбережений в валюту. По подсчетам Delo.UA гривневые депозиты перестанут быть доходными, если доллар подорожает до 9,5. А пока этого не происходит и хранение сбережений в гривне остается выгодным для вкладчиков. Но даже при достижении данной отметки, разрывать депозитные контракты и терять большую часть накопленных процентов банкиры не советуют.

Данный курс является спекулятивным и он еще опустится, уверяет экс-глава НАБУ Сергей Мамедов. В бюджете прописан курс гривни у доллару на уровне 8,5 и НБУ постарается его удержать на этой отметки. Кроме того, для сохранения спроса на гривневые вклады, банки скорее всего повысят ставки по депозитам в национальной валюте.

Но не все прогнозы оптимистичны. Так, по оценке управляющего партнера Capital Times Эрика Наймана курс гривни может упасть до 12 грн/$ с последующей корректировкой до 10 грн/$.

В этот сценарий не верит экс-глава Укргазбанка Василий Горбаль. "Сейчас спекулянты ставят рубеж в 10-12, но вспоминая всплеск во время кризиса в 2008 году, в октябре, тогда тоже ожидали, что цифра вырастет до 12, и все равно курс больше 9 не поднялся. А тогда ведь ситуация была значительно сложнее", — уточняет он.

По словам Павла Ильяшенко, управляющего активами КУА "КИНТО", курс задержится в диапазоне 8,60-9,60. "Но это скорее ощущение трейдера, а не прогноз аналитика", — констатирует эксперт невозможность давать прогнозы в данной ситуации.

Пока центробанк попытался стабилизировать ситуацию лишь валютными интервенциями. Их объемы за прошлую неделю, по оценке главы аналитического департамента "Райффайзен Банка Аваль" Дмитрия Сологуба составили более $1 млрд. На прошлой неделе Нацбанк продавал доллар по 8,4. Во вторник он повысил цену до 8,6, а вчера продавал по 8,7.

Конечно резервы не резиновые и у подобного инструмента ограниченные ресурсы. Поэтому, в ближайшее время от НБУ стоит ждать и других методов борьбы со спекулянтами.

"НБУ может вводить ограничения по валютообменным операциям, изучать структуру сделок, которые проводятся на рынке, изучать операции, под которые выводятся средства. Ведь если это обычные расчеты — это одно, — говорит Горбаль, — а если это вывод капитала — это несколько другое".

Так, к примеру, еще в декабре Нацбанк сильно рьяных участников межбанковского валютного рынка начал лишать лицензий. Подобных мер можно ожидать и в ближайшее время. Кроме того, Игорь Соркин может начать активно ужимать гривневую ликвидность дабы выманить валюту у банкиров. Однако подобные меры не возымели успех в декабре — в результате подобных действий денег не досчитался Минфин, который и вовсе никого не смог соблазнить государственными облигациями. К тому же ликвидности пока у банков предостаточно.

"У НБУ есть и другие методы сдерживания, такие как обязательная продажа валютной выручки, конвертация валютных депозитов и другие пути административного воздействия", — считает Павел Ильяшенко. При этом аналитик уточняет, что все меры имеют череду последствий. "Можно жать до конца, можно ходить по квартирам и под дулом пистолета требовать сдать валюту, но в какой-то момент это приводит к формированию черного валютного рынка, что делает все эти меры контрпродуктивными", — уверяет он.

Однако, для принятия более кардинальных мер борьбы за стабильность гривни у НБУ связаны руки.

Работу ведомства в какой-то степени тормозит отсутствие кворума в совете Нацбанка. В январе этого года кончился семилетний срок членства в совете у назначенных в совет депутатов. Потому в совете сейчас только люди, которые зашли туда по квоте Президента, а это лишь 50% от общего состава. Остальные 50% состава еще должна утвердит Верховная Рада, которая и ранее особой работоспособностью не отмечалась, а сейчас и вовсе не может ничего принять.

"Во время кризиса 2004 года, в совете было много банкиров практиков, которые быстро предлагали методы решения выхода из кризиса. Совет и сейчас был бы нелишним",– резюмирует Василий Горбаль.

Конечно, для стабилизации гривни НБУ может использовать весь набор инструментов. Но заинтересованы ли в Нацбанке в этом? Судя по всему, пока регулятор не против прикрывать экономические неудачи политической ситуацией в стране. Необходимость снижения курса гривни назрела давно. Но НБУ долго пытался игнорировать реальность и удерживать курс. Сейчас из-за того, что творится на улице, есть повод которым можно объяснить электорату ситуацию с курсом без имиджевых рисков для Нацбанка.