Новое соглашение – антиукраинское

Формирование общественного мнения вокруг газового вопроса приобрело характер абсурда. Разного рода комментарии, включая объяснения официальных лиц, неполны, алогичны и не отражают истинную суть газовых соглашений 2000-2002 годов, которыми сформирована баз
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Мы, члены рабочей правительственной группы, как соавторы и разработчики соглашений 2000-2002 годов, считаем необходимым предоставить обществу разъяснения о причинах подготовки и подписания указанных соглашений и их значение для Украины.

Итогом 1999 года в газовой сфере стали: отсутствие цивилизованного рынка газа в Украине (7% платежей), разбалансированность технологических режимов работы газотранспортной системы, монополизация внешних поставок газа со стороны России при наличии огромного количества газотрейдеров-посредников между РАО «Газпром» и субъектами Украины, вакханалия в расчетах и ценообразовании (более 80 дол. США за 1000 метров кубических) для энергетики и промышленности. Как результат Украина и НАК «Нафтогаз Украины» вынуждены были признать перед РАО «Газпром» использование более 7 млрд. кубических метров газа, что сформировало долг 1 млрд. 252 млн. долларов США. Уже с начала 2000 года НАК «Нафтогаз Украины» не был способен обеспечивать газом ни энергетику, ни большую часть промышленности. Был утрачен авторитет и в международных отношениях, особенно с Россией, которая обвиняла Украину в несанкционированном отборе газа и снижении надежности поставок газа в Европу. Тогда же впервые Россией было объявлено о строительстве обходных транзитных газовых маршрутов, а РАО «Газпром» начало применение штрафных санкций к НАК «Нафтогаз Украины» через международные суды, что означало скорое полное либо частичное отчуждение газотранспортной системы (ГТС) Украины при сохранении создавшейся ситуации.

Для решения задачи кардинального улучшения ситуации по поручению президента Украины была сформирована рабочая правительственная группа (РПГ) в составе руководителей и специалистов Минтопэнерго, МИД, Минфина, Минэкономики, НАК «Нафтогаз Украины» и других ведомств по необходимости. Во главу угла работы группы были поставлены три основные задачи: наведение порядка на внутреннем рынке газа, тепла и электроэнергии, урегулирование взаимоотношений с Российской Федерацией, организация альтернативных поставок газа из других источников. В переговорном процессе на стадии подготовки соглашений регулярно принимали участие, кроме членов РПГ, вице-премьер-министры, премьер-министры и президенты Украины и Российской Федерации.

Итогом такой работы стало Соглашение между правительством РФ и Кабинетом Министров Украины о гарантиях транзита российского природного газа по территории Украины, подписанное в декабре 2000 года первым вице-премьер-министром Украины Ехануровым Ю.И. и вице-премьер-министром РФ Христенко В.Б. Важнейшими в подписанном соглашении для украинской стороны были следующие аспекты:

- урегулирование долга НАК «Нафтогаз Украины» перед РАО «Газпром»;

- транзитная ставка 1,75 дол. США за 1000 метров кубических на 100 км при цене газа для Украины 80 дол. США за 1000 метров кубических;

- согласованные объемы транзитного газа в Европу и транзитная ставка позволяли Украине приобретать 30 млрд. метров кубических газа по 80 дол. США за 1000 метров кубических;

- гарантии покрытия внутреннего баланса Украины Россией при отсутствии поступления газа из других источников;

- гарантии транспортировки среднеазиатского газа для Украины через территорию России.

Позже по согласию сторон были пропорционально уменьшены транзитная ставка до уровня 1,09 дол. США и цена на газ до 50 дол. США за 1000 метров кубических, что обеспечило формирование цены импортного газа на рынке Украины не выше 50 дол. США.

В октябре 2000 года был заключен контракт между Украиной и Туркменией, который позволял получить уже в 4-м квартале 2000 года 3 млрд. метров кубических газа, а в 2001 году - 30 млрд. метров кубических газа по цене с учетом транспортировки на границе Украины не более 50 дол. США за 1000 метров кубических.

На внутреннем рынке Украины поэтапно осуществлялся переход на полные денежные расчеты за использование газа, тепла и электроэнергии с резким сокращением посредников. Цивилизованная конкуренция среди оставшихся на рынке газа трейдеров давала возможность промышленным предприятиям выбирать поставщика с лучшими условиями поставки и цены, которая часто была ниже 50 дол. США за 1000 метров кубических.

В 2002 году между Украиной и РФ было подписано еще одно соглашение, которое дополнительно регулировало формирование ежегодного баланса сторонами и условия экспорта с сохранением формата и идеологии предыдущего соглашения. Срок действия соглашений с РФ до 2013 года, с Туркменистаном до 2007 года. Все коммерческие контракты НАК «Нафтогаз Украины» строго базировались на межправительственных соглашениях.

Благодаря принятым последовательным и согласованным шагам к концу 2000 года Украине удалось полностью стабилизировать ситуацию на внутреннем газовом и энергорынке и впоследствии восстановить международную репутацию добросовестного партнера. Кроме того, была заложена хорошая основа для начала долгосрочного экономического роста страны, который продолжается до настоящего времени. К 15.01.2003 НАК «Нафтогаз Украины» уже имел в подземных хранилищах 14,3 млрд. метров кубических оплаченного собственного газа, одновременно являясь главным налогоплательщиком страны.

Переход на условия нового трехстороннего Соглашения об урегулировании отношений в газовой сфере приведет к следующему:

1. Ставка 1,6 дол. США за 1000 метров кубических на 100 км при цене 95 дол. США за 1000 метров кубических дает прямую потерю 8 млрд. метров кубических ежегодно, или 760 млн. дол. США, а в случае расчета исходя из 230 дол. США за 1000 метров кубических, т.к. речь идет о российском газе, потери могут составить 20 млрд. метров кубических недополученного газа.

2. Удорожание услуг по транспортировке газа по территории Украины до 30% для внутренних потребителей.

3. Увеличение стоимости транзита среднеазиатского газа в случае возобновления прямых поставок с 17-19 до 35 дол. США за 1000 метров кубических, или 650-700 млн. дол. США дополнительно на объем поставок 40 млрд. метров кубических газа.

4. Потери бюджета Украины в 2006 году превысят 5 млрд. грн. при необходимости возмещения компенсации тарифа теплопоставщикам, при сохранении действующих тарифов и снижении поступления налога на прибыль от промышленности и энергетики.

5. Потеря прямых взаимоотношений Украины и России, Украины и Туркменистана по поставкам газа с гарантиями покрытия баланса Украины.

6. Проблемы по дальнейшему урегулированию долга в рамках ранее принятых соглашений.

7. Отсутствие перспективы возобновления поставок среднеазиатского газа без посредников. Отсутствие прямых гарантий от поставщиков среднеазиатского газа, включая межгосударственные, по долгосрочному уровню цен и объемам поставки. Рыночные принципы формирования цены, заложенные в соглашении, будут работать на рост средне-оптовой цены до большей из установленных составляющих - 230 дол. США за 1000 метров кубических на российский газ при неизвестных и неустановленных ценах на среднеазиатский газ, т.е. с 95 до 230 дол. США за 1000 метров кубических.

8. При сохранении тарифов для населения и теплопоставщиков внутренние цены для промышленности увеличатся до 120-150 дол. США за 1000 метров кубических.

Выводы:

1. Подписанное трехстороннее Соглашение лишает Украину возможности приобретать природный газ за ее пределами по имеющимся в распоряжении газотранспортным мощностям на условиях, достигнутых в 2000-2002 годах, вне зависимости от сложившихся на рынке цен и тарифов.

2.Соглашение не отвечает достигнутым в Украине стандартам экономической и энергетической безопасности, ведет к непрогнозируемости сценариев экономической стабильности и существенным рискам реализации утвержденных программ социально-экономического развития.

3. Соглашением разорваны взаимные компенсаторы по ценовым параметрам без объективного обоснования от утвержденных базовых условий: транзитная ставка понижена на 9% с 1,75 до 1,6 дол. США за 1000 метров кубических на 100 км, что приводит к прямым финансовым потерям до 200 млн. дол. в год. Цена стоимости российского газа в соглашении увеличена на 188% с 80 до 230 дол. США за 1000 метров кубических без приложения предварительно взаимосогласованной методики расчета. Очевидно, что изменение цен и тарифов носит для Украины дискриминационный характер.

4. Соглашение фактически ведет к добровольному отказу Россией и Украиной от ранее совместно принятых условий и принципов надежности и гарантий поставок природного газа, что, как следствие, существенно снижает надежность и гарантии поставок газа потребителям Украины, а также гарантий транзита российского газа в Европу.

5. Работа через посредника-нерезидента страны происхождения газа по заявленным в соглашении условиям, без адекватной внутренней ценовой политики, без перекрестного субсидирования, дотаций и субсидий может привести к потере финансовой устойчивости НАК «Нафтогаз Украины» и, как следствие, к необратимому отчуждению ГТС через процедуры международного арбитража в пользу поставщика газа, т.к. механизмы межгосударственного урегулирования будут невозможны.

Ермилов С.Ф., министр топлива и энергетики Украины в 2000-2001, 2002-2004 гг.

Чалый А.А., первый заместитель министра иностранных дел Украины в 1998-2004 гг., чрезвычайный и полномочный посол Украины.

Копылов В.А., первый заместитель министра топлива и энергетики-председатель правления НАК «Нафтогаз Украины" в 2000-2002 гг.

Триколич В.П., первый заместитель председателя правления НАК «Нафтогаз Украины» в 1999-2004 гг.