Онлайн реалу не помеха: Как развиваются банки в цифровую эпоху

Фото: Финклуб
Фото: Финклуб
Банкиры хотят добиться разрешения от НБУ узнавать своих клиентов онлайн и по голосу, но при этом отказываться от своих физических отделений пока не собираются, а, наоборот, — планируют их развивать

Невзирая на то, что банки все больше уходят в онлайн, их отделения будут работать еще минимум несколько лет. Об этом банкиры говорили на круглом столе "Банки из будущего: как изменится банковский бизнес в цифровую эпоху", организованного "Финансовым клубом" 11 декабря 2019 года.  

"Еще лет 20 отделения сохранят свое место под солнцем. Особенно это касается тех банков, у которых есть большие сети", — отметил заместитель председателя правления банка "Форвард" Андрей Прусов.

Председатель правления банка "Глобус" Сергей Мамедов говорит, что возраст — главная категория, по которой можно разделить онлайновых клиентов и тех, которым для получения определенного вида услуг нужно прийти непосредственно в банковское отделение. "Новое поколение не загонишь в банк — они в сети. Для них важно получить транзакцию в течение 1 секунды. Для старшего поколения важны отделения. Им нужно общение. Им нужно держать свои деньги не где-то там, а в руках", — отметил он.

Идут за общением

О том, что для определенной категории украинцев важно приходить именно в банк как таковой, а не проводить операции онлайн, рассказал и начальник управления розничных продаж банка "Пивденный" Антон Переяславец.

"Многим людям нужна коммуникация, живое общение. Многие оплачивают коммунальные платежи, а другим по-прежнему необходимы выписки и справки на бумаге. В целом до сих пор есть много процессов, которые заставляют клиентов приходить в отделения", — говорит он.

"Операции, которым достаточно одного-двух кликов, в своем большинстве идут онлайн, но вопрос с оформлением большого депозита, выдачи ипотеки и другие серьезные продукты требуют личного общения", — говорит председатель правления Идея Банка Михаил Власенко.

С точки зрения Сергея Мамедова, банковские отделения будут функционировать до тех пор, пока безналичные расчеты не будут занимать 90%.

Банкиры признаются — физические отделения еще и прибыльные. "За год мы открыли 21 новое отделение. Большинство из них вышли на прибыльность за 5-7 месяцев", — отметил заместитель председателя правления ПУМБ Артур Загородников. В планах ПУМБа открыть в ближайшие два года еще 39 отделений.  

При этом физические отделения банки пытаются приблизить как можно ближе к своим клиентам.  По словам Виталия Весельского из "KPMG  Украина", в этом банкирам помогает анализ данных мобильных операторов о том, где и сколько клиентов банка бывают, какие места посещают чаще всего. 

Вместе с тем банкиры отмечают, что количество клиентов, которые пользуются интернет-банкингом, постоянно растет. "Если говорить о нашем банке, то каждый месяц примерно тысяча клиентов подключаются к интернет-банкингу и более 50% активно пользуются этим каналом. После того как мы запустили чат-бот, то меньше чем за полгода около 20% обращений мигрировало в этот канал коммуникации", — рассказал Антон Переяславец и подчеркнул, что в будущем отделения будут все плотнее и плотнее интегрироваться с цифровыми каналами.

Власть должна дать "добро"

Помощи в углублении цифровой интеграции банкиры ожидают и от регулятора — НБУ. "Взаимодействие и финмониторинг никто не отменял. Банковское отделение — это точка для анализа и идентификации клиента", — отметил Сергей Мамедов.

"Первое, что регулятор должен сделать — это позволить банкам проводить дистанционную верификацию физических лиц. Чтобы с помощью технических средств можно было бы идентифицировать личность на расстоянии, чтобы человек мог продемонстрировать на расстоянии свой документ, свое лицо, и уже потом с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП) подписать заявление, отправить его банковскому сотруднику, открыть счет и начать с ним работать", — говорит Артур Загородников.

По словам банкира, НБУ уже готовит необходимые для этого изменения в свои нормативные акты. "С точностью до 90% могу сказать, что Нацбанк сегодня работает над механизмом, о котором я говорю, над внесением изменений в действующие нормативные акты и над инструкцией по открытию текущих счетов и документов по финансовому мониторингу. Как только это будет сделано, банки смогут открывать счета без обязательного первого посещения банка клиентом", — отметил Артур Загородников. "Если Нацбанком будет решен вопрос идентификации онлайн, то это даст большой толчок развитию банков", — говорит Михаил Власенко. 

Но не НБУ единым —  банки ожидают изменений и от Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ).

"Сегодня банки обязаны брать у клиента, который открывает счет или размещает депозит, письменное подтверждение, что он ознакомлен со спецификой работы ФГВФЛ. Но ведь уже есть публичный договор, в котором все это прописано. Зачем нужна эта дополнительная бумага? Эффективности никакой. А потраченных времени и сил много", — говорит Сергей Мамедов.

В целом же банковскую систему Украины с технологической точки зрения Михаил Власенко ставит на очень высокий уровень. "Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что Visa и Mastercard все свои новые технологии реализовывают в первую очередь в Украине", — отметил банкир. По словам украинских банкиров, большинство европейских банков в своем развитии отстают сегодня от тех банков, которые функционируют в Украине.

Инновацией, которую вскоре смогут внедрить украинские банки, Виталий Весельский называет голосовую биометрию. "Чтобы идентифицировать клиента по телефону, кодовое слово больше не понадобится. 8 секунд телефонного разговора будет достаточно", — говорит он.