«Оранжевые» в ЕЭП хотят, но не спешат

Участие Украины в Едином экономическом пространстве с Россией, Казахстаном и Беларусью явно не является приоритетом новообразованной парламентской коалиции. Кратко ЕЭП упоминается во внешнеэкономическом блоке коалиционного договора
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

В то же время во внешнеполитическом разделе коалиционного соглашения, который разрабатывался при участии МИД, упоминание о ЕЭП отсутствует. Вместо этого там говорится о том, что участники коалиции обязуются «обеспечить создание полномасштабной зоны свободной торговли между Украиной, РФ и другими государствами СНГ».

Украина против 4-х пунктов

Как сказал «ДЕЛУ» один из разработчиков экономического блока соглашения Николай Катеринчук, ЕЭП может рассматриваться только в плоскости создания зоны свободной торговли без ограничений. «Других параметров нашего участия в ЕЭП не предусматривалось», — сказал он.

По словам директора департамента сотрудничества с СНГ и с РФ Министерства экономики Владимира Шевченко, встречи по согласованию документов в рамках ЕЭП ведутся, но переговорный процесс по конкретным соглашениям «очень вялый», а расхождения между Украиной и другими участниками ЕЭП касаются 4-х пунктов.

Украина выступает против создания в рамках ЕЭП надгосударственного органа, принятия первостепенных соглашений пакетом и создания органа решения споров между участниками ЕЭП. Последнее расхождение касается того, кто будет официальным хранителем соглашений. Украина предлагает, чтобы это был Казахстан, остальные — надгосударственный орган.

С экспертами не посоветовались

Интересно, что вопреки официальной позиции Украины, которую отстаивает на переговорах Минэкономики, в положениях коалиционного договора о ЕЭП речь идет о «первоочередном создании межгосударственного органа решения торговых споров».

По мнению Шевченко, «это записано непрофессионально» и «по меньшей мере противоречит той позиции, которая была и есть в переговорном процессе». Катеринчук справедливость претензий Минэкономики не отрицает. По его словам, «многие моменты прописаны, не учитывая мнения экспертов, в том числе и ведомственных, так как переговоры оканчивались без экспертов и ведомственного контроля». «Коалиционные договор не является юридическим документом, и возможны изменения во время принятия каких-то решений», — говорит Катеринчук.

Об осторожном отношении к ЕЭП сказал также народный депутат из Партии регионов Алексей Плотников. «Если учесть, что ЕЭП может привести к некоторому оживлению национальной экономики, то на это надо идти», — говорит Плотников. При этом он допускает, что в открытии украинского рынка для стран ЕЭП могут стать уязвимы пищевая и легкая промышленности. «Если посмотреть на то, что российская сторона предлагала надгосударственный орган, а министр финансов России предлагал единую валюту, то эти вещи безусловно уязвимые для национального суверенитета Украины», — говорит Плотников.

В то же время Шевченко сказал, что вопрос об изъятиях в торговле с Россией уже решен в двустороннем формате.

1 января 2006 года были отменены изъятия на поставки украинских и российских табачных изделий, а также кондитерских изделий. С 1 января 2009 года будут отменены изъятия по украинскому и российскому сахару, а 1 января 2010 года — по украинскому спирту. В Минэкономики также сказали, что в рамках ЕЭП готовится 3 соглашения, которые должны постепенно отменить существующие торговые ограничения: «О порядке применения антидемпинговых мероприятий»; «Порядок применения антидемпинговых мероприятий в отношении третьих стран» и «Соглашение об отмене антидемпинговых мероприятий в рамках ЕЭП».