Памятка менеджеру: как сохранить работоспособность в коллективе после увольнений

5 полезных советов менеджерам, которые помогут руководителю наладить совместную работу с подчиненными и сгладить острые углы, неизбежно возникающие в ситуации массовых увольнений.
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

5 полезных советов менеджерам, которые помогут руководителю наладить совместную работу с подчиненными и сгладить острые углы, неизбежно возникающие в ситуации массовых увольнений.  

Глобальный экономический кризис в самом разгаре – тысячи компаний по всему миру проводят массовые увольнения, пытаясь сократить расходы, тысячи рабочих и служащих оказываются выброшенными на улицу. Но увольнения автоматически влекут за собою еще одну проблему. А именно – как сохранить работоспособность и рабочий дух в коллективе, который уменьшается изо дня в день и все члены которого вынуждены испытывать постоянный стресс в ожидании новых сокращений?

Как говорят специалисты, у "оставшихся", неуволенных сотрудников падает работоспособность, повышается  тревожность, теряется уверенность в себе и ухудшается способность работать в команде.

Вот несколько полезных советов менеджерам, которые помогут руководителю наладить совместную работу с подчиненными и сгладить острые углы, неизбежно возникающие в ситуации массовых увольнений.  

Совет 1: Общайтесь, общайтесь и еще раз общайтесь!

Большинство подчиненных хотят знать, что с ними будет. Никогда не утаивайте от подчиненных своего намерения сократить штат, если таковое у вас имеется. Отсутствие ясности и прозрачности заставит их чувствовать себя беспомощными и резко понизит работоспособность.

Совет 2: Будьте готовы к эмоциональным всплескам подчиненных

Тревога, гнев, неуверенность в себе и даже чувство вины перед уволенными коллегами вполне могут проявляться в коллективе. Поэтому руководителю очень важно беседовать с подчиненными и давать им свою поддержку, внимание и понимание. В противном случае, напряжение может принять непродуктивные формы выражения.

Совет 3: Будьте готовы к негативным последствиям увольнений

Избежать повышения нагрузки на оставшийся персонал будет невозможно. Это может негативно отразиться на командной работе, поэтому некоторые менеджеры рекомендуют вовлекать подчиненных в процесс совместного поиска решений и выхода из затруднительного положения. Это одновременно повысит эффективность работы и сделает взаимодействие в коллективе более слаженным.

Совет 4: Демонстрируйте заинтересованность в долгосрочной работе с оставшимися подчиненными

Период увольнений – это хорошее время для введения стретчинга*. Это повысит функциональность подчиненных, разовьет новые навыки, повысит степень взаимодействия с руководителем и рабочую автономность. Кроме того, стретчинг способен поднять на новый уровень доверие между менеджером и подчиненным.

Совет 5: Прислушивайтесь к тому, что они о вас думают

Возьмите за правило периодически оценивать отношение персонала к руководству. Это можно делать путем опроса, беседы и т.п. методами. Проведение таких опросов поможет вам убить сразу двух зайцев. Во-первых, вы будете знать отношение к вам и общий дух, царящий в коллективе. Во-вторых, подчиненные будут чувствовать, что вам важно их мнение. Это поможет коллективу сплотиться и совместными усилиями преодолеть тяжелые кризисные времена. 


* - Stretch assignment (стретчинг) — задание "за пределами" текущих возможностей. Это рабочее задание (проект), которое заставляет работника выйти за рамки своей привычной зоны комфорта, взять новую высоту, преодолеть препятствия, к которым человек пока не подготовлен в силу занимаемой им позиции. Стретчинг дает сотруднику возможность получить новые навыки и знания в функциональных областях, которые пока не входят в его компетенцию и зону ответственности. Стретчинг — хороший инструмент развития сотрудников, применяемый компаниями и бизнес школами.