ПАСЕ приняла решение по закону Украины об образовании

ПАСЕ осудила принятие украинского закона об образовании, которое изменяет статью 7 о языке преоподавания без консультаций с представителями национальных меньшинств

Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) на осенней сессии провела срочные дебаты относительно принятого в Украине Закона "Об образовании", в частности по ст. 7, касающейся языка преподавания, по результатам которых приняла резолюцию с рекомендациями для Украины.

Согласно результатам голосования поддержали данный документ 82 делегата ПАСЕ, 11 — высказались против, 17 — воздержались. Всего проголосовали 110 делегатов.

Как пишет "Европейская правда", решение ПАСЕ достаточно жестко осуждает то, что Верховная Рада приняла закон об образовании, изменив ст. 7 (о языке образования) без консультаций с представителями национальных меньшинств.

Ассамблея также обратилась к Украине с просьбой учесть все без исключения рекомендации Венецианской комиссии , а также внести соответствующие изменения в закон об образовании. Между тем в ПАСЕ констатировали, что уже сейчас, до принятия вывода Венецианской комиссии, есть "ряд юридических вопросов к закону".

"Ассамблея принимает к сведению ряд серьезных проблем, выраженных в ряде правовых вопросов. Ассамблея считает, что важно выполнить обязательства, основанные на Европейской конвенции о правах человека, Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств и помочь восстановить конструктивный диалог между различными заинтересованными сторонами", — говорится в тексте резолюции.

ПАСЕ указывает на то, что государства, принимающие меры по продвижению официального языка, должны идти рука об руку с мерами по защите и продвижению языков национальных меньшинств. "Если это не будет сделано, результатом будет ассимиляция, а не интеграция", — подчеркивают делегаты.

Кроме того, Ассамблея рекомендует обеспечить гибкость в обеспечении имплементации реформы.

По результатам дебатов было принято большинство предложений румынских и венгерских депутатов. В частности, венгры и румыны выступили против идеи "смешанного обучения", с преподаванием 60% предметов на украинском, а 40% — на языке меньшинства. Также из документа убрали все упоминания о том, что обучение "исключительно на языке меньшинства" (без преподавания части предметов на государственном языке) наносит ущерб самим детям из-за уменьшения их конкурентности на рынке труда и осложнения вступления в высшие учебные заведения.