Политика 01 января 2007 в 1:01

Политика оккупировала наружную рекламу

За месяц до начала избирательной кампании политические партии Украины скупили места на наружных носителях рекламы

Если коммерческие фирмы заблаговременно не позаботились о своей рекламной кампании, то до конца года они уже могут и не попасть на биг-борды. Их основными конкурентами будут политические партии. Как заявил в интервью «ДЕЛУ» глава Ассоциации наружной рекламы Артем Биденко, практически все рекламные щиты уже выкуплены политиками, и для рекламщиков такая ситуация стала уже привычной накануне выборов.


Основная конкуренция за рекламные носители сегодня идет между самими политическими силами. Биг-борды со своей рекламой уже выставили Народная партия (Владимир Литвин), «Батькивщина» (Юлия Тимошенко), «Союз» (Алексей Костусев), Украинская народная партия (Юрий Костенко). «Эффективнее всех работает Народная партия – они первыми вышли на рынок, забронировав очень много хороших мест еще до марта 2005 года», - заявил Биденко. - В связи с этим «Народный союз «Наша Украина» и БЮТ столкнулись со страшным дефицитом рекламных площадей, поэтому их затраты возрастут в 1,5-2 раза». В то же время руководитель пресс-службы НСНУ Игорь Колесников сообщил, что партия не спешит начинать рекламную кампанию, «чтобы избежать фальстарта», и планирует активизироваться с декабря, когда начнется избирательная кампания.


Как прогнозируют в Ассоциации наружной рекламы, с приближением выборов можно ожидать массовой установки «серых» носителей внешней рекламы и давление на операторов рынка. «В Печерском  районе Киева, где действует мораторий на установку рекламных щитов, недавно появились 20 новых плоскостей, - рассказал Биденко, - в то же время в Кировограде и Броварах зафиксированы случаи, когда были «срезаны» щиты с политической рекламой».


Достучаться до умов


Начиная с августа этого года, активную кампанию ведут многие политические силы. Специалисты расходятся во мнении, насколько удачно подошли претенденты к своему позиционированию и привлечению электората.


Как отметил в интервью «ДЕЛУ» директор Агентства гуманитарных технологий Владимир Грановский, в основе оценки эффективности рекламных кампаний следует различать позицию и мнение. «Реклама партии «Союз» со слоганом «С нами Бог и Россия» отличается от рекламных щитов Украинской народной партии «З Україною в серці» тем, что она имеет жесткую позицию, а фраза, вынесенная УНП – это поэзия», -считает Грановский. По его мнению, электорату необходима четкая и внятная позиция партии, а мнение политического лидера ему не интересно. Также, по мнению Грановского, не имеет позиции и реклама Народной партии. В то же время руководитель кафедры психологии Национального университета «Киево-Могилянская академия» Андрей Гирнык считает, что использование наружных носителей для политической рекламы вообще неэффективно. По имеющимся у него данным, на президентских выборах 2004 года такая реклама существенно убавила рейтинг одного из кандидатов.


Избирателям важен лидер


Специалисты сходятся во мнении, что избиратели будут делать свой выбор в основном исходя из личных качеств партийного лидера. Идеология партии будет стоять на втором месте. При этом Грановский отмечает, что электорат будет четко распределен по регионам (восточные регионы будут ориентироваться на оппозиционные партии, западные – на провластные). Исходя из этого не суть важно, какому лидеру или программе партии будет отдан голос. «Важно то, что время универсальных идеологий прошло, и нельзя быть популярным и на Западе, и на Востоке, и в Крыму одновременно», - считает Грановский.


Заведующий кафедрой PR при «Киево-Могилянской академии» Валентин Королько отмечает широкое пересечение интересов в самопозиционировании партий. БЮТ и НСНУ будут перетягивать «одеяло Майдана». Также и с той, и другой стороны во время рекламной кампании будут звучать взаимные обвинения и рекламные лозунги о борьбе с коррупцией. На борьбу с коррупцией будет опираться и Александр Мороз. Кроме того, Социалистическая партия, Партия регионов и коммунисты будут активно использовать российский вектор. В связи с этим Королько также не исключает, что на выборах 2006 года будет региональное  разделение электората.


Не верьте слухам


Королько ожидает широкого применения во время выборов так называемого «сарафанного радио», попросту – слухов. Как пример эффективного использования слухов Королько вспоминает прошлый год, когда появилась информация о том, что жена Виктора Ющенко якобы является агентом ЦРУ. По его словам, подобные слухи могут распространяться по всей Украине за одну неделю. «Они распространяются из уст в уста. Для этого необходимо немножко громче говорить в общественных местах, к примеру,  на трамвайной остановке», - говорит Королько. - Также универсальным и сверхэффективным средством распространения слухов является Интернет».


По словам специалистов, Интернет во время выборов займет особое место. На сегодняшний день количество украинских пользователей сети достигает 20%. При этом в Украине нет законов, регулирующих деятельность электронных изданий. Поэтому специалисты предполагают, что компроматная война будет достаточно серьезной. Вместе с компроматами ожидается также массовое использование антирекламы во время избирательной кампании, хотя по сравнению с прошлым годом уже в меньшей степени. Так, по данным исследований, проведенных коалицией «Свобода выбора» во время президентских выборов-2004, затраты на антирекламу заняли третье место после расходов на рекламную кампанию основных претендентов на президентский пост Виктора Януковича и Виктора Ющенко. «Зарубежные, в первую очередь, российские политтехнологи не оправдали ожиданий на предыдущих выборах, поэтому большого наплыва ожидать не стоит», - считает Королько. – Им теперь достаточно сложно заинтересовать субъектов избирательной гонки». По его мнению, в Украину приедут узкоспециализированные специалисты: по созданию видеороликов, нейролингвистическому программированию, консультанты по имиджу.

Загрузка...
Новое видео
Как вынудить все подразделения компании работать как самостоятельные бизнесы — Владимир Маличевский
Загрузка...