Последнее блокирование Рады попало в топ-3 самых затяжных

Народные депутаты любят блокировать трибуну после избрания нового Кабинета Министров
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Нынешнее блокирование парламента — одно из самых длинных по продолжительности за годы независимости. Всего на счету семи созывов Верховной Рады Украины 20 резонансных и различных по масштабам блокировок парламентской трибуны, два с половиной политических кризиса, которые закончились роспуском парламента в 1994-м, 2007-м и 2008 годах.

Такие данные обнародовала Гражданская сеть "ОПОРА". Современные традиции препятствования работе народных депутатов и блокирование парламента были заложены еще в 2000 году Коммунистической партией Украины и политическими силами левого направления. Чаще других к блокировкам прибегали представители партии "БЮТ-Батькивщина" — они инициировали или приняли участие в более чем половине парламентских противостояний, которые были зафиксированы. Менее активными оказались депутаты Коммунистической партии и Партии регионов — они инициировали или приняли участие в около четверти (25%) блокировок Рады. Незначительно отстали от них депутаты еще недавно парламентской партии "Наша Украина". Наименее активными в отстаивании своих интересов посредством блокировок оказались представители непарламентской (в VII созыве) Народной партии — они ни разу самостоятельно не прибегали к блокированию главного законодательного органа страны.

Блокировка по НАТО

Крупнейшие по количеству участников блокировки Парламента стала акция с призывом "НАТО — нет": 18 января — 5 марта 2008 года, с однодневным перерывом (47 дней). Противодействие переизбранию руководства Верховной Рады (так называемый "бархатный переворот"): 18 января — 8 февраля 2000 года (21 день). Противодействие "кнопкодавства": 5 февраля — 22 февраля 2013 года (17 дней).

Инициаторы — Партия Регионов (175 депутатов), Коммунистическая партия Украины (27 депутатов). Общая численность блокировщиков — 202 народных депутата.

Противодействие назначению нового руководителя Национального банка Украины (Сергея Тигипко вместо Владимира Стельмаха): 12-24 декабря 2002 года (12 дней). Инициаторы — "Наша Украина" (103 депутата), Блок Юлии Тимошенко (18 депутатов), Коммунистическая партия Украины (60 депутатов), Социалистическая партия Украины (20 депутатов). Общая численность блокировщиков — 201 депутат.

Создание так называемой антикризисной коалиции: 27 июня — 6 июля 2006 года (10 дней). Инициаторы — Партия Регионов (186 депутатов).

2008 год был наиболее интенсивным по количеству резонансных блокировок парламента. Из 12 месяцев только в течение пяти в стенах Верховной Рады не происходило никаких противостояний.

Интересной особенностью наиболее затяжных блокировок парламента было то, что обычно незадолго до этого происходило формирование нового состава Кабинета Министров.

Блокированию Рады в январе-феврале 2000 года — предшествовало назначение премьер-министром Виктора Ющенко, блокированию в декабре 2002 года — предшествовало формирование правительства во главе с Виктором Януковичем, блокированию в начале 2008 года — предшествовало назначение премьер-министром Юлии Тимошенко, наконец нынешней блокировке (2013 год) — предшествовало формирование нового правительственного кабинета во главе с Николаем Азаровым.

Украинские практики блокирования парламента 25 февраля 2013-го

В практике парламентов мира есть достаточно много примеров блокирования их работы с использованием формальных или силовых методов. Воспрепятствование открытию второй сессии новоизбранной Верховной Рады Украины в течение 17 дней не является отечественным ноу-хау. В странах, которые еще находятся на стадии формирования и укрепления стабильных парламентских практик, депутаты прибегают к различным формам протеста и бойкота. Парламенты с долговременной традиции легальных процедур и политических компромиссов редко испытывают подобных эксцессов. Процесс укрепления парламентаризма предусматривает такие механизмы поиска политических компромиссов, которые не потребуют крайних мер со стороны отдельных парламентариев или их групп. В этом аспекте законодательное решение проблемы с персональным голосованием украинских депутатов должно стать катализатором для дальнейшего формирования законных, публичных, прогнозируемых основ депутатской взаимодействия. В отчете Гражданской сети "ОПОРА" вы можете ознакомиться с примерами парламентских противостояний Турции, Македонии, Венгрии, Южной Кореи и Индии.