Провластная "джинса" шагает по эфиру тихой "паркетной" походкой — мониторинг

Будущие общественные вещатели "отдались" власти. Такой вывод делают эксперты, проводящие мониторинг теленовостей областных государственных телекомпаний Одессы, Харькова, Херсона, Черкасс и Днепропетровска. 10-25% сюжетов — заказные
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Мониторинг теленовостей областных государственных телекомпаний показал, что изменений в их информационной политике на пути к работе в формате общественного телевидения нет, констатирует Антонина Мних на сайте "Телекритика".

Эксперты оценили основные (итоговые) выпуски новостей в прайм-тайм в январе 2015 года в телеэфире ОГТРК Одессы, Харькова, Херсона, Черкасс и Днепропетровска.

Итоги неутешительны. Количество заказных материалов, как и в прошлом году, на уровне 10-25%. Даже отмечаются ухудшения. "Провластный паркет, особенно новости, которые касаются центральной власти, стал еще менее мотивированным и осмысленным", — констатирует Антонина Мних .

Эксперт предполагает, что власть не собирается выпускать из сферы своего влияния такой ресурс накануне местных выборов.

Антонина Мних отмечает и такой тревожный звонок: если сразу после Революции достоинства в новостях почти не было сюжетов, которые служат продвижению интересов конкретных политических сил, то сейчас происходит "реставрация стандартов предшественников, — эстафетную палочку подхватил БПП".

Итоговый вывод: ни одна из пяти включенных в мониторинг телекомпаний не приблизилась к оптимальным 6 баллам. Низким являются показатели стандартов баланса мнений и полноты информации.

Методология мониторинга здесь.

Детальные примеры заказных материалов областных государственных телекомпаний Одессы, Харькова, Херсона, Черкасс и Днепропетровска в январе 2015 года — здесь.

Инфографика: "Телекритика".

Днепропетровск

По количеству "джинсы"в новостях лидирует Днепропетровская ОГТРК — 28% сюжетов имеют признаки заказа. Это 13 материалов из 46 оцененных экспертами.

Все они относятся к политической "джинсе", в основном это так называемый "паркет".

Эксперты отмечают, что информационная политика новостей Днепропетровской ОГТРК четко ориентирована на удовлетворения пиар-потребностей ОГА, полностью игнорирует все другие органы власти и политические силы, за исключением отдельных сюжетов о власти города. Представители команды Игоря Коломойского присутствуют в многочисленных материалах, предмет которых не относится к компетенции областной администрации. Правда, фамилия Коломойского в новостях не упоминается.

О существовании в области других ячеек политической жизни и центров влияния можно только догадываться, — отмечают эксперты и акцентируют внимание на том, что "вместе с тем в новостях в течение недели не упоминалось ни о какой политической силе, кроме Блока Петра Порошенко".

Итоговая оценка мониторинга: "создается впечатление, что одной из главных задач ОГТРК является формирование у аудитории ощущения единого центра власти, держащей область под полным контролем, отмечают авторы мониторинга. Эту функцию можно оправдать войной, замечают они, однако она является пропагандистской и не относится к нормальным функциям СМИ, особенно претендующим на трансформацию в общественные".

Харьков

На втором месте по "джинсе" — Харьковская ОГТРК. Если в ноябре признаки заказа там имели 14% сюжетов, то в январе этот показатель вырос до 17% (это 10 из 60 проанализированных материалов канала). Вся выявленная "джинса" была политической.

Однозначно повышенными являются внимание и пиетет областного государственного телевидения к центральной исполнительной власти и местному руководству, облгосадминистрации и областного совета, констатировали они. Частым нарушением стандартов является неоправданное использование в материалах о событиях общенационального значения синхронов чиновников. Признаки "паркетного" заказа есть в материалах о принятии решений в горсовете, где использовано избыточное количество синхронов мэра Харькова Геннадия Кернеса, и об обращении в Антимонопольный комитет Украины.

Черкассы

Черкасская ОГТРК "Рось" — 15% "джинсы" в телеэфире. Из 52 оцененных сюжетов экспертами выделено 8 новостей с признаками заказа — три коммерческих и пять политических.

Правда, эксперты замечают, что телерадиокомпания в течение мониторинговой недели не прославляла "идолов" или вождей общегосударственного и местного уровня. Главной темой были события, связанные с АТО, в том числе много сюжетов-отчетов, рассказывающих об отправке гуманитарных грузов на Донбасс, о волонтерах. Некоторые из них эксперты отнесли к заказным из-за акцента на конкретной компании или лице. Так, признаки "джинсы" имеет и сюжет, в котором выделяются действия народного депутата, "который обеспечил автомобили горючим и пожелал "ни пуха, ни пера ". Зафиксированы три "паркетных" материала о борьбе прокуратуры Черкасской области с земельной коррупцией и поиск черкасской областной властью спонсоров для АПК.

Херсон

Херсон, "Скифия" — 14% заказного контента против 11% в ноябре, то есть 6 сюжетов из 44 проанализированных содержат "джинсу".

Большинство их них — "протокольные" материалы с селекторных совещаний чиновников или заседаний. При этом ни одного вразумительного зрителю месседжа сюжет не доносит. Не выделена какая-либо понятная общественно-важная новость. Например, сюжет может начинаться с информации об обсуждении местных бюджетов, а заканчиваться обращением военного комиссара по мобилизации, так как все это обсуждалось на одном заседании. Два сюжета неприкрыто продвигают интересы местных политических деятелей.

Одесса

Одесская ОГТРК — 11% сюжетов (шесть новостийных материалов) с признаками заказных.

Большинство — "паркетные" новости, в которых журналисты основное внимание уделяют чиновникам, а не сути вопроса. Также ООГТРК присущи так называемые отчетные сюжеты, как с местных, так и с правительственных совещаний, которые создают у зрителя впечатление, что правительство усиленно работает, но общественно важной информации он практически не получает, заключают эксперты. Еще одна разновидность материалов с признаками политического заказа — восхваление результатов успешной работы отдельных ведомств, когда новость изобилует похвалами, очевидно, заимствованными из пресс-релизов.