Президентский законопроект об антикоррупционном суде прошел первое чтение

Президентский законопроект об антикоррупционном суде прошел первое чтение
Больше всего голосов за законопроект дал Блок Петра Порошенко

Верховная Рада приняла президентский законопроект об антикоррупционном суде. За такое решение проголосовали 282 народных депутата.

Законопроект поддержали представители всех фракций парламента, в том числе и "Оппозиционный блок". Больше всего голосов дала фракция Блок Петра Порошенко. "За" проголосовал 101 депутат из президентской фракции.

Законопроектом предлагается определить Высший антикоррупционный суд как постоянно действующий высший специализированный суд в системе судоустройства Украины. Этот суд будет рассматривать отнесенные к его ведению дела как суд первой и апелляционной инстанции.

"Предлагается создать при Высшей квалификационной комиссии судей совет международных экспертов из 7 членов на основании предложений международных организаций, с которыми Украина сотрудничает в сфере предотвращения и противодействия коррупции", — сказал заместитель главы администрации президента Украины Алексей Филатов, представляя законодательную инициативу.

При этом он отметил, что для обеспечения прозрачности конкурсного отбора судей антикоррупционного суда предусмотрена видео- и аудиофиксация заседания ВККС и соответствующих советов по отбору судей.

Как известно, вчера комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики и правосудия рекомендовал парламенту принять за основу президентский законопроект о Высшем антикоррупционном суде. Данное решение было принято еще до того, как законопроект поставили в повестку дня.

Глава комитета Руслан Князевич (фракция "Блок Петра Порошенко") подтвердил, что в своем выводе комитет рекомендует парламенту принять за основу именно президентский законопроект как тот, который внесен надлежащим субъектом права законодательной инициативы.

Что не так с президентским законопроектом об антикоррупционном суде

Однако, у международных партнеров из МВФ и Всемирного банка были существенные замечания в президентскому законопроекту.

Они сводятся к четырем главным моментам:

1) В законопроекте чрезмерно завышены требования к кандидатам в судьи. Будет чрезвычайно тяжело набрать необходимое количество судей. Закон может быть принят, а его имплементация может затянуться на года.

2) Нужно указать минимальное количество судей, чтобы АС начал работать. В законопроекте об этом не сказано.

3) Международные партнеры настаивают, чтобы юрисдикция АС соответствовала юрисдикции САП и НАБУ. Чтобы огромное количество дел, которые могут оказаться в суде, банально не заблокировали принятие решений.

4) Отдельно иностранные партнеры обращают внимание на компетенцию Общественного совета международных экспертов. Они рекомендуют, чтобы этот совет мог давать свою оценку кандидатам, и чтобы Высшая квалификационная комиссия судей брала на рассмотрение только тех кандидатов, которые прошли предварительное обсуждение Общественным советом (фактически международные эксперты должны иметь право вето при первичном отборе кандидатов — Прим.).

Напомним, Верховная Рада на заседании 21 декабря 2017 года отозвала законопроект №6011 об Антикоррупционном суде авторства ряда парламентариев. В тот же день ряд экспертов презентовали президенту Петру Порошенко законопроект "О Высшем антикоррупционном суде", который учитывает рекомендации специалистов ОБСЕ и выводы Венецианской комиссии. На следующий день он был зарегистрирован в Верховной Раде, как внесенный Порошенко и определенный как неотложный, но так и не был внесен в повестку дня.

"Первая реакция наших международных партнеров после подачи законопроекта — чтобы он был перенесен президентом. И насколько мне известно, президент провел переговоры по поводу того, что лучше законопроект изменить между первым и вторым чтением", — рассказал Парубий.

В январе 2018 года представитель президента в парламенте Ирина Луценко заявила, что законопроект об Антикоррупционном суде претерпит изменения после первого чтения в Верховной Раде, в нем будут учтены рекомендации Венецианской комиссии и Международного валютного фонда.