НБУ курс:

USD

41,46

+0,02

EUR

44,34

--0,81

Наличный курс:

USD

41,65

41,59

EUR

45,45

45,30

Пригласите Украину в ЕС и восстановите веру в этот проект — The Guardian

Предоставление Украине возможности вступления не только поможет украинцам, но и сможет положить конец пессимизму в союзе и построить мосты с Россией

Последние две недели на Западе были временем отдыха от политики, пока люди праздновали Рождество и Новый год. В то же время в Киеве доблестные украинцы тысячами проводили дни и ночи на Евромайдане, протестуя против блокады их пути в Европу. Трудно представить, как кто-то может оставаться и спать на улице зимой целыми днями и неделями. Об этом пишет в своей статье The Guardian Славомир Сераковски.

Решимость украинского гражданского общества должна вызывать восхищение не только потому что погода в Киеве оставляет желать лучшего, но потому, что перспектива изменения политики правительства также не оптимистична. Получив кредит в России, президент Виктор Янукович может подождать, пока крайне тяжелые условия, в которых проходят протесты, не подорвут оппозицию. Следующие президентские выборы еще далеко — согласно законодательству, они должны состояться весной 2015 года, а у протестующих нет других инструментов давления на правительство в нынешних условиях.

Десять лет назад, Жак Деррида и Юрген Хабермас написали свой знаменитый философский манифест, который гласит: "Именно в силу личных интересов, конечно, более тесно сотрудничающие страны-члены ЕС будут держать дверь открытой. И вероятность, что приглашенные страны пройдут через эту дверь, увеличится с учетом способности ядра Европы действовать эффективно извне, а также с тем, насколько быстро оно сможет подтвердить, что в сложном глобальном обществе значение имеет не только разделение на группы, но также мягкая сила переговоров об интересах, отношениях и экономических выгодах".

С тех пор ЕС практически полностью утратил веру в себя. Многие годы ярчайшие умы от философии и политики размышляли о том, как поднять этот дух в ЕС, погруженном в пессимизм и национальные различия. Понадобились действия храбрых украинцев, чтобы его пробудить. Нигде ранее такое множество людей не выражало поддержку Европейского Союза, как в Киеве. Если Европейский Союз когда-нибудь решит снять рекламу, он не найдет картинки лучше, чем толпы протестующих украинцев на зимних улицах с флагами ЕС. Протесты Евромайдана стали проверкой не только для украинской власти, но также для европейцев и их политических элит. Евромайдан — нужное доказательство необходимости объединения, которое европейские политики, обеспокоенные снижением популярности европейского сообщества, пытались обнаружить.

Сегодня философы и интеллектуалы со всего мира возвращаются к своим мечтам, подписывая требование внедрения плана Маршалла для Украины — необходимого условия преодоления тупика, который длился годами.

Украинцы борются не только за себя. Они борются за завершение европейского проекта и гарантию геополитической безопасности всего региона. Кремлевский автократ верно обеспокоен Евромайданом — он знает, что Евромайдан может стать прелюдией к Европлощади в Москве: то есть, успех Евромайдана дает возможность демократическим силам в России. Россия без Украины станет последней страной в Европе, которая столкнется с опытом потери империи и примет отделение. ЕС может построить верные и взаимовыгодные отношения только с Россией не имперской, но демократической. Путь к развитию этого вопроса пролегает через Киев.

Дипломатия ЕС позволила с легкостью обставить себя примитивным методам Владимира Путина. В отличие от России, она не признала Украину приоритетом, и в результате Украине предложили очень плохие условия. Менее €1 млрд (£830 млн) прямой помощи не могли компенсировать экономические последствия подписания соглашения о свободной торговле с ЕС и торговой войны с Россией, особенно с учетом того, что ЕС также потребовал выполнения условий выдачи кредита от МВФ. Настойчивость политиков ЕС в том, что они не заинтересованы в торгах, неубедительна с учетом того, что они ежедневно делают в Брюсселе.

Сегодня никто не усомнится, что Украина населена европейскими гражданами, также как Англия, Германия или Польша. Как писали Деррида и Хабермас: "Все еще довольно абстрактная форма гражданской солидарности, пока значительно ограниченная для членов национальных государств, должна расшириться и также включить европейских граждан других наций". Некоторые вредоносные представители могут предложить растущему числу евроскептиков от политики гипотетически поменяться местами с украинцами, настолько впечатленными растущим отдалением от ЕС, в условиях, когда есть и те, кто мечтает о вступлении. Но на настоящий момент, как бы то ни было, те, кому "географически повезло", могут беспрепятственно возмущаться и даже не задумываться о том, какой была бы их историческая судьба, окажись они на месте Украины.

Условием экономической помощи Украине должны быть реформы, направленные на борьбу с коррупцией, но они не могут быть чрезмерно жесткими. К этому должна прилагаться безусловная финансовая помощь украинским институциям (НПО, университетам, культурным центрам, аналитическим центрам) в рамках культурной и социальной интеграции Украины в остальную Европу. И это тем более важно, если политическая интеграция сталкивается с проблемами.

С этой целью, мы сегодня призываем политиков и граждан: давайте поможем украинцам построить новую Украину — и поможем себе построить новую Европу и более справедливый мир.

Перевод: Екатерина Федоришина