Про социализм в Дании, или "Феномен датского кацапизма"

Как Дания из "гадкого утенка" — захолустья цивилизованной Европы — превратилась в процветающую страну с высокотехнологичной экономикой

Датский писатель Ганс Христиан Андерсен, конечно, не Нострадамус, но будучи известным сказочником, отметился и как пророк. В современной Дании принято считать, что экономическое чудо, которое страна пережила во второй половине XX века, было предсказано, а возможно даже запрограммировано знаменитой сказкой о гадком утенке, которую Андерсен опубликовал в 1843 году.

В сказке уродливый утенок, от которого отвернулись сородичи и даже собственная мать, испытав множественные лишения, унижения, одиночество и отчаяние, смог превратиться в прекрасного белого лебедя, которого к тому же приняли в совсем другую стаю.

В реальности же бывшая захолустьем цивилизованной Европы маленькая страна на побережье холодных морей пережила не менее чудесное превращение. Долгие столетия датчане кормились за счет рыбной ловли и сельского хозяйства. Датский крестьян был героем анекдотов в рафинированной Европе наравне с финским лесорубом и норвежским Санта Клаусом.

Даже в середине XX века, когда пережившие серьезные катаклизмы страны Европы, такие как Италия и Германия, творили свои экономические перерождения, вошедшие в учебники, Дания продолжала ловить рыбу и ковыряться в земле. Все энергоресурсы страна, находящаяся на севере Европы на берегу холодного Северного моря, закупала у богатых газом соседей и богатых нефтью стран Персидского залива.

А потом датчане прозрели.

Грянул первый нефтяной кризис 1970-х, цены на бензин и энергоносители взлетели. Одной-двух холодных зим датскому менталитету хватило для того, чтобы переосмыслить свое бытие.

Насидевшись в промерзших каморках у берегов Северного и Балтийского морей, подобно утенку из сказки Андерсена, они собрались духом, расправили крылья и отправились делать то, что фразеологический словарь русского языка точнее всего описывает выражением "давать миру чертей".

Всего за пару десятилетий Дания преобразилась. Страна не только смогла полностью обеспечить себя электрической и тепловой энергией, но создала на руинах сельскохозяйственной "деревни" настоящую высокотехнологичную экономику.

Дания не тратит золотовалютные резервы на закупку энергоносителей за границей. Наоборот, национальные технологии энергосбережения и энергоменеджмента становятся одной из главных статей экспорта. По такому важному показателю как объем внешнеторгового оборота на душу населения Дания занимает первое место в мире.

А еще датская экономика может похвастаться совершенно уникальной чертой. ВВП страны ежегодно растет, а объем потребления энергии — нет. Т.е. потребляя то же самое количество энергии, датчане каждый году умудряются производить все больше и больше товаров и услуг.

Сегодня принято считать, что Дания — страна победившего социализма.

Сами датчане так не считают. Социализм — это не цель, а средство достижения целей, говорят они. И в этом ключевое отличие датской модели от той, что насаждали в Советском Cоюзе потомки рабочих и крестьян, которые свергли помещиков и почти что навсегда распрощались с частной собственностью.

В Дании социализм воспринимается не как сверхидея о равенстве нищих и убогих с богатыми и умными, а как политика здравого смысла.

Если социализм советского образца предполагал тотальную уравниловку, то датский социализм предполагает равные обязанности. Ударники социалистического труда давились от зависти, увидев, что кто-то живет лучше. Среднестатистический датчанин понимает, что для того, чтобы всем было хорошо, стараться тоже должен каждый.

В далеких 1970-х, когда энергосберегающие программы были в самом зародыше, датское правительство возглавили люди, у которых нашлось мужество попросить граждан максимально экономить тепло и свет. И граждане откликнулись. По всей стране были установлены точные счетчики, подсчитывающие расход в гигакалориях в час.

По ночам отключалось освещение на улицах и в торговых центрах. Граждане не возмущались. И в темное время суток сидели по домам. Кстати, даже в современном Копенгагене есть только одно питейно-гастрономическое место, где можно перекусить ночью. (К счастью для приезжих, это не McDonnalds).

Еще более смелым шагом стал закон о "выходных без автомобилей". Власти запретили деятельность автомобильных заправок по выходным. Таким образом, передвигаться на автотранспорте большинство датчан стали только в рабочие дни. По уикэндам страна отправлялась в пешие прогулки и пересаживалась на велосипеды.

И опять-таки, рядовые датчане приняли инициативу с пониманием. Экономия бензина составила сотни тысяч тонн/долл./человеко-часов в год.

В свою очередь, власть показала обратную сторону датского социализма — способность прислушиваться к мнению своих граждан — когда попыталась построить в стране первую атомную электростанцию.

Под предводительством партии зеленых вся страна вышла на улицы с протестами. И несмотря на то, что Дания — родина отца ядерной физики Нильса Бора, закон об атомной энергетике был отклонен. Власти полностью отказались от своей инициативы. (Опять же, никаких кровавых зачисток студенчества и юношества сотрудниками военизированных спецподразделений с последующим разворачиванием внутриполитического кризиса типа "Майдан-2" не произошло).

Вместо этого в ущерб многим другим статьям бюджета небогатого на тот момент государства серьезные средства были направлены на разработку альтернативных источников энергии.

Всего за несколько лет датские компании не только разработали решения, которые позволили обеспечивать энергетику страны энергией ветра на 20%, но и стали законодателями мод на мировом рынке альтернативных источников энергии.

В кратчайшие сроки Дания обзавелась новой национальной идеей. Ею стал отнюдь не социализм сам по себе, а новая энергетика — иными словами, Здравый Смысл.

Благодаря новым технологиям, финансированию государства и высокой лояльности рядовых граждан государства в стране стали активно применять биоэтанол вместо бензина, солнечные батареи, вторичную переработку отходов, экологичное сжигание мусора. Даже в качестве топлива для теплоэлектростанций стали массово применять вместо импортного угля родные и датчанам, и украинцам сено и солому.

Все это было бы невозможно, если бы рядовые граждане не воспринимали идеи о необходимости экономить, "ужиматься", пробовать новые технологии. Иными словами, жертвовать своим комфортом ради общего блага.

Таков датский социализм. Во главе угла — здравый смысл, разумный баланс между интересами государства и отдельно взятого гражданина.

Возможен ли социализм датского образца в Украине?

Похоже, что нет.

Украинцам ментально чужды привычки и взгляды среднестатистического европейца. И наоборот.

Парадоксальность ситуации, при которой смерть соседской коровы или спущенное колесо в коляске важнее личного счастья и даже семейного бюджета, европейцам никогда не понять.

Можно ли представить себе, что народ постсоветского государства, типичного представителя которого словно бьет током при слове "социализм", сможет разделить идеи здравого социализма? Хотя бы отдаленного похожего на датский?

В Украине для победы над здравым смыслом за последние 20 лет было сделано куда больше, чем для его торжества. У нас в чести личная корысть и легкая нажива на близких (соседях, коллегах или просто согражданах) — тот, кто овладел этим искусством в совершенстве, считается отнюдь не проходимцем, а удачливым бизнесменом и почти пророком.

Могли бы принять идею всеобщего блага ценой отказа от личного комфорта владельцы многокубовых поместий и предприятий, использующих устаревшее неэнергоэффективное да еще и не экологичное оборудование, выпускающее лишенные дизайнерского и инженерного вкуса обмылки?

Впрочем, коллективизм и сознательное благородство не в чести и у рядовых граждан. Мы все еще бросаем окурки мимо урн, выгуливаем собак на муниципальных клумбах, вандалируем памятники своих же великих полководцев, мочимся в своих же подъездах. Да-да, это все потому, что урн мало, а общественные туалеты встречаются на украинских улицах еще реже, чем члены мировых королевских родов.

Но все же. С чего все начинается — с яйца или с курицы?

На погоне за датской мечтой о социализме и тотальном здравомыслии можно было бы ставить крест. Если бы не одно обстоятельство.

Обстоятельство, расположенное к северу от Украины площадью 207 тыс. кв. км с населением около 9,5 млн человек.

Да-да, целая страна в качестве аргумента "за" под названием Беларусь. Страна, над которой у нас дома принято смеяться. С президентом, которого называют диктатором. С валютой, которую презрительно именуют "зайчиками". С шоколадом и тушенкой по советским ГОСТам.

Здесь в 1990-х голодали. Ведущим предприятием страны считался завод мягких игрушек в Могилеве. И зарплату там длительное время платили продукцией.

Однако за прошедшие годы в стране поменялось многое. Теперь это островок экономической и политической стабильности (вернее, долголетия), рядом с которым мы как формирование безусловно историческое и государственно-политическое с уникальным международным статусом и географическим положением вызываем к себе же массу смешных до глубокой национально-депрессивной тоски вопросов. А тем временем в Беларуси активно развиваются тяжелая, легкая и пищевая промышленность, а также сельское хозяйство. В стиле местной 90-процентной народной поддержки президента по дороге в Международный аэропорт "Минск-2" уложены травинки по бортику идеального 40-километрового газона превосходной скоростной трассы. А еще была красиво прорезанная активно возделываемая даже зимой свежая пашня, которую, видимо, именно к нашему приезду исключительно в показательных целях под сводом глубокой ночи, совершенно секретно от местного населения боронила европейского качества, но местного производства сельскохозяйственная техника под управлением отличников боевой подготовки КГБ.

Беларусь не распродала по дешевке свои заводы и не дала их вывезти под шумок АТО ушлым соседям. БелАЗ, МАЗ и Минский транспортный завод все так же контролируются государством и выпускают весьма конкурентоспособную и серьезно доработанную под актуальные международные требования продукцию. Сберегли и один из крупнейших в мире заводов по производству удобрений "Беларуськалий". Есть в Беларуси и два НПЗ, продукцию которых украинские автолюбители давно предпочитают жуткой "бодяге" отечественного разлива.

При этом ВВП страны растет в среднем на 7% ежегодно вот уже много лет подряд. Авторитет местного президента непоколебим не в последнюю очередь потому, что жизнь улучшается и страну при этом не трясет, что бы вы ни читали о нем в наших газетах или на сайтах.

Это не Дания, конечно. Но ведь белорусы столько десятилетий хлебали "социалистическую похлебку" вместе с нами и еще 13 народами восточнее, западнее и севернее нас, так что разительный контраст в развитии двух "незалежных" государств — "социалистической" Беларуси и псевдокапиталистической Украины — сегодня кажется по меньшей мере странным.

Может быть, все дело опять-таки в том, что мы неправильно понимаем слово "социализм". Может быть, оно все-таки в первую очередь означает не равенство бездельников, лодырей, лымарей-неучей и горе-сынков от мужей и отцов страны, а здравый смысл сознательных и продвинутых граждан?