Промышленность: минус 34%

Объемы промышленного производства в январе 2009 года сократились более чем на треть.
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

январе объем производства в Украине упал более чем на 34% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. Если же сравнивать с декабрьскими показателями, то украинская промышленность потеряла 16%. Это падение стало рекордным для украинской экономики. Напомним, что публиковать ежемесячные данные по ВВП Госкомстат отказался. Молчание статистов может объясняться серьезным спадом. По оценке главы группы советников главы НБУ Валерия Литвицкого, падение ВВП в Украине в январе 2009 года составило около 20% по отношению к январю 2008 года.

Во всем виноват экспорт

Самые большие проблемы у автозаводов. По мнению аналитиков, одной из главных причин сокращения производства в этом секторе стало падение спроса. «Падение производства транспортных средств, доля которых в украинском машиностроении превышает 50%, в январе составило 64,3% по сравнению с прошлым годом. Из-за падения спроса на внутреннем рынке производство легковых автомобилей сократилось на 86% к январю 2008 года. Падение спроса на грузовые вагоны в СНГ привело, по нашим оценкам, к падению производства грузовых вагонов на 60%», — сообщил финансовый аналитик компании Astrum Investment Management Игорь Билок.

Еще одна проблема украинского машиностроения — оно ориентировано на Россию и страны СНГ, где сейчас проблем не меньше. К тому же страны СНГ пытаются в первую очередь поддерживать своего производителя.

«Украина — единственная страна в мире, которая до сих пор не разработала антикризисной программы по спасению отечественных производителей. Если позиция политиков не изменится, то объемы производства будут падать и дальше», — говорит пресс-секретарь корпорации «Богдан» Сергей Красуля.

Улучшений ждут только химики

Металлурги и химпредприятия свои январские неудачи связывают с проблемами поставок газа. «Для предприятий химической отрасли главной проблемой в январе стали перебои с по-ставками голубого топлива. Заводы работали в режиме техминимума. А после подписания газовых контрактов с Россией мы не знали, по какой цене этот газ будут продавать нам, — объясняет пресс-секретарь компании «Днипроазот» Алексей Федоров. — И, следовательно, не могли заключать долгосрочных договоров».

У металлургов тоже были проблемы с газом. Однако, по мнению экспертов, их удалось решить. «Кроме низкого спроса и цен на металл, в январе была ограничена подача природного газа. Как оказалось, ряд меткомпаний были готовы к такому развитию событий — «Азовсталь» и Енакиевский метзавод, принадлежащие «Метинвесту», в октябре-ноябре перешли на кокс. А «Запорожсталь» переориентировалась на мазут», — говорит аналитик компании Astrum Investment Management Юрий Рыжков.

«Что касается рынков сбыта, то здесь нет особых изменений. Рост производства в декабре-январе произошел в основном благодаря росту продаж полуфабрикатов, которые отечественные предприятия отгружали на Ближний Восток и в страны Азии. В сегменте готового проката существенного оживления не было», — отмечает эксперт.

Некоторый оптимизм в прогнозах высказывают украинские химики. «У нас есть причины делать оптимистические прогнозы на вторую половину 2009 года. Во-первых, это касается производства удобрений, которое, как известно, носит сезонный характер. Уже весной спрос на этот товар вырастет. Во-вторых, мы ожидаем роста спроса на соду со стороны стекольных предприятий. Наша компания — единственная в Восточной Европе, кто производит подобный продукт», — рассказывает пресс-секретарь «Днипроазота».

Металлургам обещают год хотя и трудный, но относительно стабильный, при условии, что они наконец-то найдут альтернативные рынки сбыта. А вот машиностроение, по мнению аналитиков, будет и дальше сокращать производство.