"Эрнст энд Янг": Сделки по реализации активов нужно тщательнее готовить

Для достижения успеха в современных условиях компаниям следует проявлять большую изобретательность при планировании сделок, тщательнее их готовить, действовать решительнее и гибче. Все это следует осуществлять в кратчайшие сроки, считают эксперты "Эрнст э
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

достижения успеха в современных условиях компаниям следует проявлять большую изобретательность при планировании сделок, тщательнее их готовить, действовать решительнее и гибче. Все это следует осуществлять в кратчайшие сроки, считают эксперты "Эрнст энд Янг".

В нынешних экономических условиях традиционные подходы к тому, как следует реализовывать активы, не работают. К такому выводу пришли эксперты "Эрнст энд Янг" в ходе исследования "Реализация активов в условиях экономической нестабильности: как достичь максимального эффекта на рынке приобретений", которое проводилось при участии Economist Intelligence Unit. В ноябре-декабре 2008 года было опрошено 360 старших вице-президентов и других руководителей высшего звена компаний разных стран и отраслей с годовым оборотом не менее 1 миллиарда долларов.

Согласно отчету об исследовании, более половины участников сделок (53%) подтвердили, что в современных экономических условиях возросла вероятность рассмотрения их компаниями возможности реализации активов (в секторе финансовых услуг, а таких было 33% от общего количества респондентов -  61%). 23% компаний заинтересованы в получении денежных средств для улучшения баланса (подразумевается изменение структуры активов в пользу более ликвидных), финансирования приобретений или выплаты долга, в то время как около половины респондентов (48%) ответили, что их компании скорее рассмотрят возможные варианты инновационных структур в условиях, когда реализация 100% бизнеса за денежные средства является проблематичной.

Пип Маккрости, вице-президент Ernst & Young Global, руководитель практики консультационных услуг по сделкам, отметила, что в предшествовавшие кризису годы активы обычно оплачивались денежными средствами. На сегодняшний день привлечение заемных средств предельно затруднено, поэтому компаниям приходится использовать альтернативные расчетные схемы. Меняется и структура сделок. Продавцы начинают понимать, что для достижения поставленных целей им следует одновременно реализовывать несколько вариантов продажи актива. Компаниям следует осваивать методы управления инвестиционным портфелем, которые уже давно используются фондами прямых инвестиций для увеличения прибыльности сделок", - советует Маккрости.

Кто покупатели?

Изменилась структура покупателей. Интерес к покупке активов проявляют компании из развивающихся стран, фонды национального благосостояния (sovereign wealth funds) и правительства. "Покупатели со значительными денежными средствами имеют уникальную возможность для приобретения компаний, которые раньше было невозможно купить по их текущей стоимости", – отметила Маккрости.

"Эрнст энд Янг" приводит такие результаты опроса относительно потенциальных покупателей активов:

- 23% респондентов считают, что основными покупателями их активов в течение следующих двух лет станут компании из стран с развивающейся рыночной экономикой, при этом всего лишь 11% ответили, что указанные компании были основными покупателями их активов в предыдущие два года.

- Если только 2% респондентов отметили, что основными покупателями их активов в предыдущие два года были фонды национального благосостояния, то уже 7% считают, что они выступят в этой роли в следующие два года. Для сравнения: 12% респондентов ответили, что в следующие два года основными покупателями их активов будут фонды прямых инвестиций, по сравнению с 16% в два предыдущих года.

Хорошая подготовка повысит стоимость актива

Вероятно, что компании с устойчивым балансом смогут заключить выгодные сделки, но для их успешного завершения необходимо тесное сотрудничество продавцов и покупателей. "Покупатели находятся в более выгодном положении, поэтому продавцам следует уделить повышенное внимание их требованиям, чтобы убедить скептически настроенных потенциальных инвесторов в выгодности сделки, адаптируя предложение о продаже актива с учетом интересов каждого возможного покупателя", - считает Пип Маккрости.

Исследование показало: только треть респондентов (36%) в последнее время реализовали активы в соответствии с ожиданиями, 62% отметили, что наибольшим препятствием для успешной реализации актива был недостаток времени для подготовки. Согласно опыту, почти две трети респондентов считают, что для успешной подготовки и завершения сделки необходимо, по меньшей мере, шесть месяцев – время, которое не всегда можно обеспечить в современных экономических условиях. У попавших в чрезвычайные обстоятельства компаний может быть только одна возможность – быстрая реализация актива со скидкой.

"Компаниям следует обеспечить высокий уровень готовности любых активов для реализации и быть готовыми быстро реализовать весь бизнес или его часть, – считает Маккрости. – Компаниям, находящимся в уязвимом положении, возможно, следует быть готовыми к заключению сделки в течение 10 дней, тогда любое дополнительное время станет желанной роскошью". Она подчеркивает, что реализация активов не позволит получить те суммы, которые были возможны в прошлом, но лучшей защитой от таких потерь сегодня является подготовка активов к продаже.

Аарон Джонсон, руководитель отдела консультационных услуг по сделкам "Эрнст энд Янг" в Украине добавляет: "В Украине рынок слияний и поглощений превратился на рынок покупателей, а не продавцов. Сложные экономические условия и волатильность финансового рынка привели к ухудшению финансового состояния многих компаний и неспособности выполнить свои долговые обязательства". Эксперт отмечает, что те немногие покупатели, что остались на рынке, выдвигают все более жесткие требования к продавцам. "В таких условиях исключительно важно, чтобы продавец предоставлял полную и достоверную информацию о финансовых показателях своей компании и объективные прогнозы на будущее", - говорит Аарон Джонсон.

О компании "Эрнст энд Янг"

"Эрнст энд Янг" является международным лидером в области аудита, налогообложения и права, сопровождения сделок и консультирования. Общий штат подразделений компании - 135 тысяч человек.

В Украине компания "Эрнст энд Янг" ведет деятельность с 1991 года. В украинских офисах "Эрнст энд Янг" работает 570 специалистов.