- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Регулирование цен на продукты: реальная поддержка населения или предвыборные обещания
Только за прошлую неделю в парламенте были зарегистрированы два законопроекта (Проект Закона № 5177 "О внесении изменений в Закон Украины "О ценах и ценообразовании" и Проект Закона № 5160 "О первоочередных мероприятиях по защите социально уязвимых граждан от последствий финансово-экономического кризиса"), предлагающих уже существующее регулирование, закрепленное Законом Украины "О ценах и ценообразовании" и многочисленными, часто противоречащими друг другу, нормативно-правовыми актами.
Среди многих вариантов решения проблемы депутаты настаивают на том, что нельзя упразднять госконтроль над социально значимыми продуктами. И, к сожалению, никто не пытается разобраться в том, что же такое эти "социально значимые товары", какие продукты реально подходят под эту категорию и как правильно устанавливать на них цену. Кроме того, следовало бы подумать, что лучше: жесткий контроль над ценообразованием на продукты, которыми ежедневно пользуются и богатые, и бедные, или создание системы прямой поддержки малоимущих?
Если разобраться, то сейчас государство защищает все население страны от поднятия цен на группы товаров, которые мы с вами ежедневно потребляем (хлеб, молоко, масло, крупы, мясо и т. д). И ключевое в этом предложении словосочетание — "все население". Это значит, что все украинцы без исключения (пенсионеры и работники, многодетные семьи и депутаты) находятся в равных условиях не зависимо от уровня своих доходов. Тогда возникает логический вопрос: зачем одинаково защищать бабушек, которые живут на одну пенсию и для которых поднятие цены на хлеб на 20 копеек имеет огромное значение, и людей с достатком выше среднего, для которых такое изменение цены может пройти незаметно? Разве не целесообразнее было бы разработать специальную программу, которая напрямую будет помогать людям с минимальным достатком? Создав такую систему, государство минимизирует свои издержки на дотации, предприятия смогут вести работу в условиях рыночной, а не плановой экономики, а украинцы получат нормальную программу льготной покупки продуктов.
Мировая практика показывает, что создание системы, которая позволяет отдельным группам населения совершать покупки продуктов на льготных условиях, является наиболее выгодным и эффективным решением для всех участников рынка. Так, в США есть программа Supplemental Nutrition Assistance Program — федеральная система поддержки жителей, не имеющим доходов или имеющим низкие доходы. Основной элемент программы — система выдачи талонов на определенные группы товаров ежедневного потребления. Кроме того, есть такие масштабные федеральные программы, как Программа продовольственной помощи (Food Stamps) или Программа временной помощи нуждающимся семьям (TANF — Temporary Aid to Needy Families). Они реализуются на долевой основе: часть денег предоставляет федеральный бюджет, а вторую часть — бюджет штата. Кроме того, все программы обязательно регулируются Законом о соответствии личной ответственности и возможностей трудоустройства и Законом о продовольственной помощи. В Европейском Союзе существует система предоставления людям с низким уровнем дохода продуктов питания по льготным ценам или в некоторых случаях абсолютно бесплатно. Партнерами государства в осуществлении такой программы являются некоммерческие организации, которые получают продукты из интервенционных запасов страны.
Возможно, именно такой опыт можно взять за основу в процессе построения в Украине реального механизма с целенаправленной поддержкой малоимущих слоев населения за счет предоставления им скидок или льгот на покупку продуктов питания? Почему бы не заботиться о тех, кому помощь действительно нужна, вместо использования нерыночных механизмов для управления производителями и создания еще более социально неравных условий для потребителей?