ProZorro сверх порога: зрада и перемога первого месяца работы

С 1 апреля 2016 года все центральные органы власти и подведомственные им предприятия проводят госзакупки исключительно через электронные площадки ProZorro. Delo.UA проанализировало, как прошел первый месяц работы системы публичных закупок

За первый месяц работы электронной системы публичных закупок (до и выше порога) было объявлено 13,86 тыс. тендеров на сумму 2,58 млрд грн. Однако уже в первой половине мая бюджет электронных закупок побил все рекорды ProZorro, составив 13,02 млрд грн при 5,16 тыс. тендеров. На такое улучшение повлиял один объявленный тендер — "Укртрансгаз" разместил в ProZorro объявление о закупке газа на 11,95 млрд грн.

В апреле успели объявить и завершить около 2 тыс. тендеров. Если сравнивать с плановым бюджетом закупок, экономия за апрель составила 10,92 млн грн.

Директор департамента регулирования госзакупок МЭРТ Александр Стародубцев отмечает, что снижение количества тендеров в апреле произошло скорее всего не из-за того, что заказчикам понадобилось некоторое время для того, чтобы перестроиться на работу по новым правилам.

"Кроме того, предполагаю, что наши закупщики, как люди осторожные в отношении любых изменений и реформ, постарались до 1 апреля провести в бумажном виде закупки всего, что им нужно было, "сильно впрок", дабы оттянуть фактический переход на электронную систему. Оставим это на их совести", — считает Стародубцев.

Проблемы в этом он не видит, отмечая, что в ближайшем будущем им все равно придется работать только через ProZorro.

Для сравнения приведем ТОП-10 закупок по размеру бюджета в апреле 2016 и 2015 годов.

апрель 2015 апрель 2016

16,1 млрд грн, покупка газа, "Укртрансгаз"

7,79 млн грн, покупка химических элементов, КП "Аульский водовод"

1,3 млрд грн, покупка труб, "Киевэнерго"

7,62 млн грн, покупка газа, "Винницаоблтеплоэнерго"

561 млн грн, счетчики теплоэнергии, "Киевэнерго"

6,47 млн грн, химические элементы, "Днепрводоканал"

326 млн грн, содержание дорог, "Укравтодор"

5,43 млн грн, электрическая энергия, "Мариупольское трамвайно-троллейбусное управление"

258 млн грн, услуги питания, Минобороны

4,3 млн грн, брикеты, "Ковельтепло"

238 млн грн, возобновляемая кредитная линия, "Энергорынок"

2,89 млн грн, проектные работы, "Администрация морских портов Украины"

232 млн грн, реконструкция ГЭС, "ДТЭК Западэнерго"

2,42 млн грн, отопление, Минэкономразвития

228 млн грн, ремонт оборудования, "ДТЭК Днепроэнерго"

2 млн грн, мыло, "Укрпочта"

204 млн грн, электроэнергия, "Львовуголь"

2 млн грн, услуги медстрахования, Международный аэропорт "Львов"

189 млн грн, услуги питания, Минобороны

1,45 млн грн, корректировка проектной документации, "Киевавтодор"
Что показал первый месяц

Представители площадок, на которых проходят электронные торги, отмечают, что госпредприятиям нужно немного времени для обучения и привыкания к новым процедурам закупок.

"Некоторым организаторам было трудно первые 1-2 недели, когда возникла ситуация, при которой с начала месяца в продуктивный режим вышли только 3 площадки из 7 работавших на допороговых закупках. Организаторам, которые ранее работали на какой-то площадке, было необходимо быстро обучиться работать с другой площадкой для того, чтобы иметь возможность провести закупки", — отметил Сергей Сагун, заместитель руководителя одной из площадок smarttender.biz.

Напомним, Минэкономики создало жесткую процедуру аккредитации площадок. В результате на 1 апреля были аккредитованы и поддерживали работу в системе всего две площадки — dzo.com.ua и smarttender.biz. Но уже к концу месяца тендеры проводились на семи площадках.

По итогам апреля МЭРТ будет вносить изменения в Постановление Кабмина о работе электронной системы, в котором планируют смягчить требования к площадкам и урегулировать несколько спорных моментов, проявившихся при старте системы. "Мы поняли, что немного переусердствовали с жесткостью процедуры аккредитации площадок. Изменения в Постановление будут абсолютно технического характера. На скорость и безопасность площадок и системы в целом не повлияют", — пообещал Александр Стародубцев.

Кроме этого, высоким остается процент отмены торгов: 25,5% из всех объявленных в апреле закупок не состоялись или были отменены организаторами. Тендеры на миллионы гривень в апреле отменяли "Укргаздобыча", "Лиски" (входит в "Укрзализныцю")," Укрэнерго", "Укрпошта" и др.

Отменяя тендер в апреле, организаторы чаще всего объясняли это тем, что:

а) на тендер пришло менее двух участников,

б) изменениями в финансировании или количестве необходимого товара,

в) отсутствием дальнейшей потребности,

г) дисквалификацией всех участников,

д) изменилось техническое задание (для ремонта и строительных услуг).

Отмена тендеров происходит чаще на этапе, когда государственный заказчик только начинает работать с системой и не успел привлечь к торгам местные компании. "Локальные компании просто еще не знают, что такие тендеры проводятся", — отмечает Максим Нефьодов, заместители министра экономразвития и торговли.

Кроме того, он отмечает, что определенная доля несостоявшихся торгов — нормальное явление для любых закупок, хоть частных, хоть государственных. "Потребности могут меняться, поставщики могут не реагировать на закупку, заказчик может изменять количество или характеристики товара, выставленные цены могут быть не интересными для рынка, победитель может не пройти квалификацию и т.д." — отметил заместитель министра.

Конкуренция в государственных тендерах в апреле составляла 2,46 участника на один конкурс. В пилотном проекте этот показатель был немного выше — 2,73. В Минэкономики считают апрельский показатель хорошим.

НеProZorrые критерии отбора поставщика?

Среди изменений следует отметить, что заказчики уже не проверяют соответствие участников конкурса критериям до проведения торгов. Проверке подлежат только победители (постквалификация), что снижает бумажную работу и ускоряет процесс закупок. Составляя критерии, заказчик не имеет права выдвигать требования к торговой марке, производителю или стране происхождения товара. Он обязан предоставить участникам возможность подавать эквивалентные предложения. Однако предлагать заказчику вместо бананов яблоки — тоже некорректно.

Представитель площадки zakupki.prom.ua Николай Жандоров из опыта изучения условий тендеров, выделил несколько сомнительных критериев заказчиков:

  1. Создание закупки с учетом территориального признака.
  2. Требование к поставщику иметь опыт работы с заказчиком либо присутствовать на рынке определенное количество лет.
  3. Чрезмерно четкие параметры продукции.
  4. Поставщик должен быть производителем продукции.

"Если такие критерии выдвигаются, поставщик вполне обосновано может подавать жалобы", — отметил Жандоров.

Максим Нефьодов, который с начала апреля публикует #зраду и #перемогу дня в работе системы ProZorro, привел еще один пример плохой работы заказчиков. Так, Главное управление Пенсионного фонда в Винницкой области, покупая копировальный аппарат, "забыло" разместить тендерную документацию. Однако это не остановило три компании подать свои предложения. Делали они это, вероятно, наугад. Бюджет закупки составлял 25 тыс. грн. Лучшее предложение с экономией в 50% подало ООО "Торгсервис-2". Однако заказчик дисквалифицировал этого поставщика, отметив, что не хочет покупать технику компании, у которого нет сервисного центра в Винницкой области.

Такую же проблему отмечают и в Мининфраструктуры, которое занимает второе место по количеству объявленных тендеров. "Проблема в самом формировании тендерных заявок — кто решает, что конкретно в данный момент нужно купить. Заявки формируются под конкретного поставщика", — отметил глава ведомства Владимир Омелян.

Чтобы решить эту проблему, Министерство инфраструктуры сформировало мониторинговую комиссию, которая рассматривает весь процесс торгов, начиная с целесообразности заявки.

Министерство экономики, в свою очередь, создало инструмент, направленный против дискриминации участников и упрощающий работу заказчиков. Команда ProZorro уже начала оформлять базу типовых спецификаций на популярные товары (например, бумага, картриджи, офисная мебель). Спецификации уже доступны на портале infobox.prozorro.org, где заказчик при объявлении тендера может скачать типовую документацию на нужный ему товар или услугу, а не писать ее с нуля.

"Львиная доля закупок государства — это обычные товары и услуги, которые закупает, к примеру, любая крупная частная компания. При этом в частных компаниях есть обученные сотрудники, которые занимаются закупками профессионально. Вряд ли стоит ожидать, что у хирурга районной поликлиники, который входит в состав тендерного комитета больницы, есть навыки организации закупок, и потому составить спецификацию к примеру, на офисную бумагу для него это целая проблема", — отмечает Нефьодов.

Как ищут #зраду в тендерах

В МЭРТ постоянно мониторят госзакупки на наличие "зрады" в тех тендерах, где риск коррупции велик.

"Раньше было восемь органов, которые в том или ином виде имели право контролировать закупки, каждый из которых мог прийти и что-нибудь попросить или изъять", — отмечает Александр Стародубцев.

Сейчас же поиск "зрады" в тендерах, по его словам, состоит из трех этапов. Первый этап — это определение методики риск-менеджмента. Команда ProZorro разработала около 60 факторов риска, и каждая закупка автоматически прогоняется на предмет наличия коррупционных рисков. Один из факторов — количество участников в тендере. В ближайшее время на сайте prozorro.gov.ua в разделе "Мониторинг" будет публиковаться рейтинг конкурентности тендеров за неделю (торги с максимальным и минимальным количеством участников).

Второй этап — гражданские активисты проводят детальный анализ закупок, которые были определены как потенциально коррупционные. "Дело это непростое. Нужно неплохо разбираться в тендерах и уметь отличить откровенную "зраду" от действительно спорной ситуации. Поэтому в первую очередь этим занимаются НГО, хорошо зарекомендовавшие себя в этой области: "Наші Гроші", ЦПК, Эйдос и Transparency International. Мы также стараемся максимально вовлечь другие общественные организации, в т.ч. региональные", — говорит Стародубцев.

Третий этап состоит в обжаловании тендеров, по которым есть обоснованные риски, и давлении на недобросовестных заказчиков. НГО одновременно пишут заказчику и профильному министру с просьбой обратить внимание на конкретную процедуру закупки, и параллельно обращаются в Госфининспекцию, которая должна бороться с этим на государственном уровне.

Квалификацию закупщиков нужно повышать

С августа 2016 года на электронную систему закупок должны перейти все остальные государственные и коммунальные органы. Эксперты отмечают, что на этом этапе главной проблемой может стать недостаточная квалификация чиновников для проведения закупок по-новому.

"Низкий профессиональный уровень — это одна из основных проблем закупщиков. В стране более 25 тыс. тендерных комитетов, и во многих из них, особенно региональных, вынуждены работать люди, от закупок далекие — врачи, учителя, бухгалтеры. Поэтому я бы не спешил обвинять закупщиков в коррупции: многие из них и хотели бы лучше планировать и закупать, но нет времени, не хватает знаний, навыков, удобных инструментов и т.д." — отмечает Максим Нефьодов.

Команда ProZorro с начала пилотного запуска электронных закупок (февраль 2015 года) провела более 100 обучающих и презентационных мероприятий в регионах. Обучение охватило более 15 тыс. человек — как госзакупщиков, так и бизнес. Обучали закупщиков и бизнес преимущественно в областных центрах, но были и исключения.

"Наш представитель по приглашению Мишеля Терещенко проводил презентацию в Глухове. Кроме того, в районных центрах некоторых областей (например, Днепропетровской) проводят обучение и презентации местные активисты", — отмечает Кристина Гуцалова, координатор ProZorro.

Функцию повышения квалификации закупщиков команда ProZorro частично передала электронным площадкам. По словам Гуцаловой, площадки достаточно часто выезжают для обучения в регионы.

Альтернативу обучению в регионам видят в онлайн-курсах на Prometheus. Из 3,5 тыс. зарегистрированных на курсы 60% — это представители регионов, большинство которых — из Львовской, Днепропетровской, Харьковской, Запорожской областей.