Россия и Британия не могут забыть имперские времена

Иногда развал империи затягивается на десятилетия, как было с Британией в 19-20 веках, а бывает так, что она рушится одну ночь, как СССР в 1991 году.

развал империи затягивается на десятилетия, как было с Британией в 19-20 веках, а бывает так, что она рушится за одну ночь, как СССР в 1991 году. Однако, менталитет и воспоминания так быстро не стираются, считает аналитик The Independent Мэри Дежевски.

Вернемся к нашумевшему украино-российскому “газовому” вопросу. В данной проблеме есть и “колониальный” подтекст. В советские времена Украина была частью империи и пользовалась дешевой российской энергией, взамен предоставляя “старшему брату” зерно, машиностроительную продукцию и военно-морскую базу.

Три года назад колониальный аспект достиг своего апогея. Наибольшие разногласия вызывала не столько цена за газ, сколько стремление России восстановить утраченный контроль над своим бывшим подданным.

В 2008 году акцент в разногласиях сместился в коммерческую сторону. Многие отмечали, что Россия по-прежнему испытывает ностальгию по имперским временам, а Украине удалось “подколоть” своего бывшего сюзерена, намеренно предъявив Кремлю невыполнимые требования.

Как показали недавние события, эти двое соседей обладают невероятным талантом и им замечательно удается “по-братски” мучить друг друга на официальном уровне. Долгие годы неравенства в отношениях теперь “выходят боком”, уверена Мэри Дежевски.


Британия всё никак не отказывается от претензий

Но, справедливости ради необходимо отметить, что Россия и Украина не являются исключением в своем пост-колониальном противостоянии. К примеру, возьмем отношения между Соединенным Королевством(читай - Россией) и Ирландской Республикой(читай - Украиной). Уже почти век прошел с тех пор, как Ирландия стала независимым государством, но Британия только сейчас начинает воспринимать Ирландию как таковое. 

Если вы еще сомневаетесь в этом, то спросите, почему только в 2009 году в британский Законопроект по Границам, Гражданству и Иммиграции, принятый на прошлой неделе, включили положение, согласно которому ирландские граждане рассматриваются как иностранцы. Отныне ирландские граждане обязаны предъявлять паспорта при въезде в Соединенное Королевство, и данное правило введено впервые с тех пор, как была основана Ирландская Республика (1922 год).

Граждане Ирландии, находящиеся в Королевстве, имеют право голоса в британских выборах. Имеется в виду не просто участие в выборах местных органов власти, что повсеместно распространено в Евросоюзе, но также голосование во всеобщих выборах. Это лишний раз свидетельствует о нежелании Великобритании признавать Ирландию как иностранное государство, а ее граждан – как отдельную нацию.

Безусловно, время сыграло свою роль, но Вестминстер все еще не в состоянии полностью отказаться от претензий на бывшего вассала. Новое законодательство не потерпело изменений в разделе избирательного права, то же самое можно сказать и о границе между Великобританией и Ирландской Республикой, которая фактически до сих пор остается открытой.


Трудно расставаться

С исторической точки зрения напрашивается такой вывод, что чем ближе “братья-государства” друг к другу в языковом, культурном и географическом плане, тем болезненнее переживается их разделение. Если не принимать во внимание Беларусь, то Украина фактически была самым близким “младшим братом” России из всех бывших советских республик. Возможно поэтому Москва так настойчиво не хочет терять Киев.
 
Обратившись к истории, мы можем найти немало похожих примеров. Алжир тоже до сих пор занимает особое место в сердцах французов. И те британцы, которые “учат” Россию расставаться с прошлыми амбициями будут иметь на это право лишь после того как решат проблему своих взаимоотношений с Ирландской Республикой.