Россия может проиграть конкуренцию на рынках в ВТО — The Guardian

Сегодня Россия становится полноправным членом Всемирной торговой организации. Власти рассчитывают на быстрый рост экономики, но какие подводные камни таит в себе это членство?

Вступление России в ВТО ожидалось уже давно. Переговоры начались вскоре после распада Советского Союза и падения коммунизма, и продолжались — с многочисленными препятствиями — в течение последних 19 лет.

Вступление России означает, что наконец-то последняя крупная экономика присоединилась к международной торговой системе. Россия была единственным членом "Большой восьмерки", не входившим в ВТО, и Кремль надеется, что вступление в организацию приведет к быстрому росту, как произошло с Китаем, когда его пустили в "клуб" в 2001 году, говорится в статье Russia's entry to WTO ends 19 years of negotiations, опубликованной в издании "The Guardian".

Однако это выглядит маловероятным по трем причинам. Экономический климат сейчас гораздо более "прохладный", чем в 2001 году, когда мировая экономика стояла на пороге своего сильнейшего периода роста с конца 1960-х и начала 1970-х. Китайская экономика была гораздо лучше "экипирована" для того, чтобы пожинать плоды членства в ВТО, имела сильную производственную базу, что контрастирует с чрезмерной российской зависимостью от нефти и газа. И наконец, как только стало ясно, что другим странам ЕС невозможно повторить ирландский период "кельтского тигра", Китай получил дополнительные преимущества, став первым бывшим коммунистическим гигантом, присоединившимся к ВТО.

Конечно, для России все же существуют потенциальные преимущества вступления в организацию. Москва надеется на резкий подъем в объемах прямых иностранных инвестиций, что сделает российское производство более эффективным. Российские экспортеры получат примерно 1,5-2 милларда долларов в год в результате снятия иностранных барьеров. Более низкие пошлины на ввозимые товары должны привести к более дешевой продукции в магазинах, что усилит покупательную способность потребителей.

Но у членства в ВТО есть своя цена. Снятие защитных барьеров означает, что крупным сферам российской промышленности будет сложно конкурировать в новых условиях. Уже существуют сомнения в способности автомобильного сектора выжить в более открытой торговой системе. Кремль попытался сделать переход менее болезненным, организовав поэтапный подход к открытию рынков.

ВТО на это согласилась, частично из-за того, что этой женевской организации присоединение России нужно, чтобы продемонстрировать, что она все еще функционирует, несмотря на провал переговоров по либерализации торговли, проходивших в рамках Доха-раунда. Однако это означает — учитывая, что Россия имеет репутацию страны, в которой сложно вести бизнес — что иностранные фирмы, скорее всего, осторожно отнесутся к новым ивестициям.

Паскаль Лами, генеральный директор ВТО, говорит, что вступление России в организацию не станет "большим шоком". Присоединение Китая было ключевым моментом в истории глобализации, а вступление России в организацию больше похоже на завершение незаконченных дел.