Россия негодует из-за отказа Украины отдать ей ГТС

В России негодуют из-за нежелания Украины отдать им газотранспортную систему. Северный сосед считает, что Киев таким образом отрезает последние пути для спасения своей трубы

Замминистра энергетики и угольной промышленности Владимир Макуха в пятницу заявил, что Украина как член Европейского энергетического сообщества обязана провести реорганизацию нефтегазового сектора, в частности, разделить "Нафтогаз" на транспортирующую и добывающую компании. При этом он подчеркнул, что правительство поддержит предложение оппозиции по запрету аренды и приватизации ГТС.

Власть поддержит оппозицию?

Дело в том, что ранее правительство предложило свой законопроект, в котором кроме реорганизации "Нафтогаза" также разрешалась аренда газотранспортной системы (ГТС), что необходимо для создания газотранспортного консорциума с Россией. Но оппозиция неоднократно срывала рассмотрение этого законопроекта, поскольку уверена, что передача газовой трубы в бессрочную аренду, по сути, ничем не отличается от продажи. Поэтому реформа долгое время тормозилась.

Оппозиция в лице депутата Верховной рады Юрия Кармазина представила свой законопроект, в котором запрещается приватизация ГТС. Кроме того, депутатским законопроектом запрещается "отчуждение основных фондов и акций государственных предприятий, которые работают с транспортировкой магистральными или распределительными трубопроводами, хранением в подземных газохранилищах".

"Передача их с баланса на баланс, в концессию, в аренду, лизинг, залог, управление, в уставный фонд других юридических лиц... что может привести к отчуждению основных фондов и акций этих предприятий, а также основных фондов и акций НАК "Нафтогаз Украины", дочерних и учрежденных ею предприятий, запрещается", — говорится в документе.
В итоге правительство поддержало эту инициативу. "Министерство и правительство поддерживают предложение господина Кармазина о принятии законопроекта, о внесении изменений в некоторые законодательные акты с целью обеспечения реформирования нефтегазового комплекса именно в редакции господина Кармазина", — сказал Макуха.

На сегодняшний день законодательство Украины запрещает продажу или аренду ГТС страны. Но вопрос об инвестициях в модернизацию ГТС и вопрос о создании газотранспортного консорциума с Россией требовал решения проблемы с приватизацией или арендой ГТС.
Напомним, идея создания консорциума по управлению ГТС с участием России и ЕС давно будоражит власти Украины. Но необходимость вхождения в эту структуру в России стояла под сомнением.

Эксперты уверены, что теперь вопрос о том, стоит ли России инвестировать в модернизацию украинской ГТС, отпал сам собой. "Тем самым Украина дает понять, что она не отдаст трубу России ни при каких условиях. Кому нужно будет вкладываться в трубу, если она не будет в собственности? Никто же не вкладывается в ремонт чужой квартиры. На самом деле Украине надо было давно согласиться на белорусский вариант — 50% продает сейчас и обсуждает вопрос продажи второй половины, тогда она получит газ по внутрироссийским ценам. Если Рада примет этот законопроект, то труба останется ржаветь и дальше", — комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Напомним, что глава российского газового холдинга Алексей Миллер отмечал, что модернизация ГТС Украины требует больших средств — по разным оценкам, от 2–3 до 7–8 миллиардов евро. В январе он и вовсе заявил, что если Украина считает свою ГТС "историческим сокровищем, то, по-видимому, ее место в музее".
Кроме того, по мнению Константина Симонова, после запуска в полном объеме "Южного потока" украинская газотранспортная система просто не будет нужна. Эксперт напомнил, что в прошлом году транзит газа через Украину составил 100 млрд куб. м, тогда как через "Северный поток" и "Южный поток" потенциально можно будет экспортировать 118 млрд куб. метров газа.

Клюев спешит на помощь

Еще одни новости в пятницу поступили из СНБО. Не так давно назначенный руководитель этого органа Андрей Клюев заявил, что он в ближайшее время займется спасением отечественной газотранспортной системы.

"Это вопрос национальной безопасности. Цены на газ, цены на топливо — это очень важные вопросы, и их необходимо рассматривать на заседании Совета национальной безопасности и обороны. Это будет касаться и ГТС, и внедрения новых технологий энергосбережения, и других вопросов энергетической безопасности", — сказал секретарь СНБО.

По мнению Клюева, лучшим вариантом модернизации отечественной ГТС был бы вариант создания трехстороннего консорциума с участием представителей Украины, России и Евросоюза. Но, как известно, против вхождения ЕС выступает Россия. Так что круг опять замкнулся.