Российская экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты не является ценообразующим фактором для Украины

Феликс ЛУНЕВ вице-президент по продаже и логистике ООО «ТНК-ВР Коммерс»

ЛУНЕВ вице-президент по продаже и логистике ООО «ТНК-ВР Коммерс»

Предстоящее снижение Россией размера экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты не окажет существенного влияния на ценообразование на украинском топливном рынке. Ценообразование для Украины в части нефти очень сильно изменилось с 2005 года, после того как были открыты новые трубопроводные мощности для экспорта российского сырья в дальнее зарубежье. Именно дефицит экспортных мощностей в России несколько лет назад обуславливал более низкое ценообразование для Украины.

Сегодня большинство украинских НПЗ при заключении контрактов на импорт сырья использует так называемое «формульное ценообразование», когда стоимость ресурсов зависит от котировок нефти на мировых торговых площадках. В договорах на поставку нефти нет ссылок на пошлину или ее колебания. Та же ситуация и по нефтепродуктам. На рынке есть прозрачные ценовые индикаторы, в частности международных агентств Platts или Argus, на которые ориентируются практически все операторы.  Именно ситуация на международных биржах формирует «украинскую» цену, а не размер российской пошлины. Она является механизмом внутреннего перераспределения доходов от торговли нефти.

Экспорт нефтепродуктов в Украину является самым низкомаржинальным каналом реализации для  российских производителей. И все ресурсы, которые импортируются в Украину из России, конкурируют с другими экспортными направлениями. Например, дизельное топливо, которое поступает к нам через Новоград-Волынский таможенный переход, конкурирует с продукцией из Северной Европы, и ценообразование зависит исключительно от котировок в этом регионе.

Основные риски для украинского рынка нефтепродуктов создает не изменение российских экспортных пошлин, а отсутствие экономических стимулов для сохранения и развития нефтеперерабатывающих производств в Украине. Необходимо разработать государственную программу развития отрасли. Есть комплекс мер, которые необходимо предпринять. Мы неоднократно о них говорили. Есть различные инструменты, как это можно сделать. Государственные институты, экспертное сообщество должны проанализировать их эффективность и выбрать наиболее оптимальные.

Как известно, российская пошлина на экспорт светлых нефтепродуктов с 1 октября 2008 года снизится до 263,1 доллара за тонну, на темные — до 141,7 доллара за тонну. Одновременно пошлина на экспорт нефти уменьшится до 372,2 доллара за тонну. Таким образом, ставки пошлин упадут на рекордную величину и вернутся к уровню апреля-июля 2008 года. Последний раз они снижались в апреле 2007 года, но уже с июня 2007-го размер пошлин постоянно увеличивался.

Новый размер пошлин рассчитан исходя из средней цены нефти с 1 по 17 сентября в размере 97,29692 доллара за баррель. До этого пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов из РФ пересматривались правительством один раз в два месяца по формуле на основании двухмесячного мониторинга цены на российскую нефть марки Urals на мировых рынках.