Счетная палата: Госфинмониторинг больше тратит на себя, чем зарабатывает

Государственным комитетом финансового мониторинга Украины (Госфинмониторинг) не обеспечивается реализация координирующих и контрольных функций. Об этом заявляет Счетная плата Украины после аудита эффективности использования средств госбюджета, направленны

комитетом финансового мониторинга Украины (Госфинмониторинг) не обеспечивается реализация координирующих и контрольных функций. Об этом заявляет Счетная плата Украины после аудита эффективности использования средств госбюджета, направленных на функционирование данной системы.

По мнению Счетной палаты, это негативно отражается на борьбе с отмыванием денег, полученных преступным путем, так как Госфинмониторинг не обеспечивает своевременного получения важной информации следователям и прокурорам.

Кроме того, как указывает Счетная палата, на создание и функционирование Госфинмониторинга на протяжении последних шести лет потрачено свыше 190 млн гривен бюджетных средств. И "она до сих пор не отвечает международным стандартам и не обеспечивает высокой результативности предотвращению факты отмывания доходов, полученных преступным путем", - говорится в сообщении.

Деятельность Госфинмониторинга, как утверждают аудиторы, уже не обеспечивает ощутимого влияния на состояние дел в сфере. На протяжении  последних трех лет при общем росте количества полученных сообщений от субъектов финансового мониторинга до 2,7 миллионов сообщений, количество заведенных досье составляет всего 3,2 тысяч, то есть, к досье попадает лишь 0,1% сообщений о подозрительных финансовых операциях. Почти 40% материалов по подозрительным финоперациям попадают в архив, а не к правоохранительным органам. По каждому шестому материалу отказано в возбуждении уголовных дел из-за отсутствия состава преступления, а до суда доводят только 4,4% от общего количества переданных материалов. Из последних только 2,1% рассмотрено судами и по них вынесены приговоры.

Финансовый эффект от деятельности Госфинмониторинга, рассчитанный с помощью показателей стоимости имущества, на которое наложен арест в ходе рассмотрения уголовных дел, и суммы штрафов за административные правонарушения, оценивается за три года  в размере 30,5 млн гривен. Это меньше чем 0,03% от сумм возможной легализации (отмывание) доходов за обнаруженными финансовыми операциями, которые имеют признаки такой легализации. В то же время, как отметили аудиторы, расходы бюджетных средств на содержание Комитета за этот период составляют почти 117 млн гривен.

Госфинмониторинг в 2008 году подготовил и направил в правоохранительные органы 1036 обобщенных и дополнительных материалов о финансовых операциях, вызвавших подозрение в связи с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. В 2008 году судебные инстанции вынесли 77 обвинительных приговоров по уголовным делам с использованием обобщенных материалов Госфинмониторинга.