Новые сервисные центры МВД: что поменяет реформа и чего теперь ждать клиентам?

12 июля открылся первый сервисный центр МВД нового образца. Такие центры должны заменить по всей стране изжившие себя МРЭО. Цели реформы стандартны: децентрализация, победа над коррупцией, уменьшение доли посредничества, европейский стандарт качества предоставления услуг и удобство. Delo.ua разбиралась, что изменится в системе, когда заработают все центры по новым стандартам

На 100% по-новому работает пока лишь сервисный центр МВД в Киеве (ул.Павла Усенко, д.8). В остальных местах работа ведется постепенно, но уже летом следующего года благодаря реформе должны измениться все центры.

Прописка не важна

Реформа предусматривает экстерриториальность. Значит, человек сможет оформить необходимые документы в любом центре страны без привязки к прописке. Всего предоставляется около 300 услуг, наибольшей популярностью пользуются регистрационные действия, экзамены для получения водительских прав, а также замена утерянных или старых документов.

Для борцов с коррупцией реформа представляет особый интерес. В ее рамках создан реестр транспортных средств, позволяющий в считанные минуты выяснить, сколько и какие машины числятся за конкретным человеком или юридическим лицом.

В дальнейшем этот реестр планируется расширить, там появятся все известные данные о судьбе каждого автомобиля от его отправки с завода к дилеру до технического обслуживания, также там будут видны ДТП и страховые случаи. Все это позволит избежать беготни по множеству станций диагностик.

Очереди — прошлый век

Руководитель Главного сервисного центра МВД Украины Владислав Криклий говорит, что время ожидания "приема" сократилось на 40%. Беготню по множеству кабинетов заменила служба одного окна. Она и раньше была в МРЭО, но только на бумаге. В большинстве случаев, по словам В.Криклия, поход в центр напоминал день сурка, когда приходилось по несколько раз стоять в разных очередях в разные кабинеты, в которых частенько то обед, то нет сотрудника, то еще какая напасть. Сейчас на замену удостоверения уходит около 20-30 минут. Для более сложной процедуры, например, экспертной проверки транспортного средства, тем более, если оно с временно неподконтрольных Украине территорий, понадобится около 2-3 часов.

Сейчас в центре работает электронная очередь. Более того, можно посмотреть онлайн, сколько человек пришло и стоит ли идти в час пик. Самый большой ажиотаж наблюдается по вторникам и субботам. Что примечательно, центр не закрывается на обеденный перерыв.

"Фактически наш администратор тебя ждет, а не ты его ждешь, как это было ранее с кабинетной системой. Дождавшись талончика, ты подаешь пакет документов администратору и за тебя начинают бегать", — объясняет Криклий.

Экономия

Еще недавно в Украине было более 230 МРЭО, реформа преобразовала их в 148 сервисных центров, т.е. сокращено более 40% отделов. При этом количество сотрудников сократилось лишь на 15%, причиной такого разрыва стала возросшая нагрузка на каждый центр. По данным Главного сервисного центра, в сервисный центр нового образца (по сравнению с прежним МРЭО) количество обращений граждан выросло на 85%, что говорит о желании граждан "прощупать" первые результаты реформы.

Реформа предусматривает экономию на аренде благодаря государственно-частному партнерству. Например, для сервисного центра арендуется помещение за символическую сумму у автосалона. Центру экономия, салон ожидает больше покупателей.

С техническим оснащением помогли международные партнеры.

Повышение зарплаты как борьба с коррупцией

Сейчас в центре зарплата сотрудника начинается с 6 тыс. грн и ее обещают со временем увеличивать. Для сравнения, раньше она была 1,5 тысячи. Криклий считает, что столь низкая зарплата была одной из причин коррупции. Ну, и выбирать сотрудников было особо не из кого, работать за эти деньги мало кто соглашался.

Сейчас желающих работать в центре в среднем 25 человек на место, это даже выше, чем во многих ведущих ВУЗах страны.

"Мы хотим, чтобы наши центры могли конкурировать с коммерческими структурами в сфере услуг, банально с сервисом в банках. Мы тоже хотим получать самых лучших, самых талантливых и самых клиентоориентированных сотрудников", — подчеркивает В.Криклий.

Отбор на вакансию проходит в несколько этапов. Сначала тестирование, потом интервью и собеседование, далее 2-3 недели неоплачиваемой стажировки и только тогда соискатель получает шанс получить работу, но только шанс, а не гарантию.

Все это проходят, включая сотрудников "старой гвардии". Всех под гребенку увольнять не собираются, но то, что многие не пройдут конкурсный отбор, остается фактом.

"Конечно, они лютуют, злятся, переживают, беспокоятся, в полном негодовании, потому что оторвали от кормушки, но в результате осознают, что перемены уже давно востребованы всем обществом", — отмечает Криклий.