22 ноября 2016 в 15:00

Smart City: Маленькие, но умные Черновцы

В нашем рейтинге украинских smart city городок Черновцы перегнал миллионную Одессу по внедрению e-gov, управлению городским хозяйством и по комфортности для жизни и туризма

"Черновцы не были индустриальным городом, мы сразу шагнули в постиндустриальное общество, эпоху электронных услуг, развития IT. Много сделано, но наше задание — удержать темп", — уверен заместитель городского головы Черновцов Владимир Середюк. Что же сделано?

Управление городом

Черновицкий городской совет расположен в историческом здании Ратуши XVIII века, а его управления и отделы — в старинных зданиях на окружающих его узких мощеных улочках. Однако бегать друг к другу с бумагами, словно в прошлые века, чиновникам не требуется: внедрен электронный документооборот, чтобы можно было входить в систему и подписывать документы с помощью ЭЦП на флешке или планшете. На портале горсовета имеется функция электронных запросов к мэру Алексею Каспруку, его заместителям и руководителям департаментов.

"Хотим, чтобы отдел обращений оцифровывал обращения горожан и вносил их в базу, где хранились бы также ответы в электронном виде, и при желании горожане получали ответы по электронной почте", — рассказывает Середюк.

Открытые данные подают все департаменты. Имеется "Открытый бюджет": пока принято решение об освещении информации о коммунальных предприятиях, их финансово-хозяйственной деятельности, договоров, финансовых планов. Они выкладываются на сайт мэрии документами, а в будущем будут в полноценном электронном виде. Используется Prozorro, правда, планка закупок составляет 30 000 грн (для сравнения, в Днепре — 3000 грн), есть еще куда стремиться.

Все черновицкие коммунальные предприятия подключены к интернету и подсоединены к единой системе колл-центра.

"Планируем в следующем году внедрить геоинформационную систему (ГИС), где у каждого исполнителя будет электронный кабинет. Саму оболочку ГИС пишет винницкая компания, которая разрабатывала ее для Киева. До конца года надеемся приобрести серверы, в 2017 году — начать внедрение системы", — делится Середюк.

К инициативам общественности прислушиваются: в первый раз в этом году поданы проекты общественного бюджета. Принят статус территориальной громады, который дает большие полномочия общественности. Для вынесения вопроса на сессию достаточно предложения трех общественных организаций или 50 физлиц. Сервис "Электронные петиции" подключен еще в апреле через единую систему, ничего нового создавать не потребовалось, главное — быть готовым отвечать на запросы горожан. Достаточно 250 подписей, чтобы обращение рассмотрели. Черновчане просят сделать больше пешеходных улиц, выделить земельный участок для центра иппотерапии, начать сбор опасных отходов.

Административные услуги

Недавно отреставрированное здание Черновицкого ЦНАПа оборудовано вместительной парковкой, заездами для людей с ограниченными возможностями. На входе имеется информационный бокс для организации электронной очереди (как в других городах), а также администратор для личной записи. Далее посетители попадают в светлые залы, где за компьютерами их ждут 20 представителей органов местной и центральной исполнительной власти.

"Первый в Черновцах единый Разрешительный центр для предпринимателей создан в марте 2010 года, 3 человека предоставляли 40 услуг. Сегодня в новом ЦНАПе (Центре предоставления административных услуг) предоставляют 176 видов административных услуг как для СПД, так и для населения. В процессе оформления 6 видов электронных услуг", — рассказывает руководитель ЦНАПа Петр Луцив.

Сейчас на сайте можно оставить заявку, посмотреть списки документов, скачать бланки. До конца месяца, по словам Луцива, откроют новый сайт ЦНАПа, который создают черновицкие специалисты, где предусмотрена электронная запись к администраторам и получение услуг за один визит. Новая программа учета заявителей позволит каждому получить код для захода в свой кабинет, где он увидит стадию рассмотрения заявления.

Самые востребованные услуги — регистрация недвижимости, вопросы строительства.

ЦНАПы получили доступ к общегосударственным реестрам имущества, поэтому заявителю не нужны выписки, регистратор самостоятельно заходит и видит данные.

"Если примут закон о необязательности использования печатей также для юрлиц, то электронных услуг станет больше", — считает Луцив. Например, при регистрации недвижимого имущества выписка не должна быть заверена печатью.

Разрешение на вмешательство в объекты благоустройства должны согласовывать около 10 организаций. В Черновцах решили упросить этот процесс: раз в неделю представители всех служб собираются в ЦНАПе и выдают разрешения.

Кроме главного ЦНАПа, работает филиал, идут переговоры об открытии третьего.

За 9 месяцев в ЦНАП обратилось более 46 тыс. черновчан, в среднем 200 человек в день.

Уровень оказания админуслуг оценивают просто

Коммунальные вопросы

"Когда включат отопление в моем доме?", "У нас заливает подвал", — для подобных обращений черновчан создан единый муниципальный колл-центр 15-80.

"Все коммунальные предприятия подсоединены к единой системе. Когда к нам поступает телефонный звонок, диспетчеры вносят обращение в программу, отправляя соответствующему исполнителю, тот обязан в течение 3 часов принять заявку. Каждое коммунальное предприятие имеет доступ только на свою страницу и видит заявки в режиме онлайн. Если в течение 3 часов заявку не принимают (это бывает очень редко), мы звоним сами и просим посмотреть. Обычно в течение получаса ответственный сотрудник в каждой службе заходит в систему, берет заявку и отдает конкретному ответственному для исполнения. Если аварийная ситуация — мы не ждем, а звоним сами. "Облэнерго", "Черновцыгаз" заявки принимают оперативно. "Укртелеком" принимает заявки через свой колл-центр, туда тоже звоним", — показывает работу службы руководитель муниципального контакт-центра Ульяна Москалюк.

Заместители мэра, начальники департаментов, мэр имеют доступ ко всем страницам и могут проконтролировать работу служб в любой момент.

80% вопросов горожан касаются вопросов жизнеобеспечения города. На смене работают три диспетчера, принимая аварийные заявки (двое — круглосуточно). И четвертый — психолог, работающий на телефоне доверия.

В среднем колл-центр Черновцов обрабатывает по 600-800 заявок в день.

В колл-центр поступают не только звонки, но и электронные обращения через страницу в Facebook (причем создана она руководителем муниципального колл-центра по просьбе мэра, что свидетельствует о том, что было бы желание — не нужно ждать принятия закона. Обращаются черновчане с разными вопросами и жалобами также на личную страницу мэра, он отправляет заявки в колл-центр, а они вносят в базу и отдают исполнителю). Также Черновцы подключены к сервису "Відкрите місто" и оперативно реагируют на заявки жителей.

Узнать суммы оплаты за коммунальные услуги можно онлайн через сайт муниципального инфоцентра, далее для совершения оплаты клиента направляют на сайты банков.

Социальное обслуживание

"Моделью для "Карты черновчанина" выбрали "Картку киянина": она двухчиповая, с ЭЦП, bankID, будет использоваться в качестве идентификатора при получении различных льгот и для проезда в транспорте, для обращения в поликлиники, записи детей в детские садики через интернет", — рассказывает директор департамента экономики Ярослав Городенский.

Вначале карту выдавали категориям граждан, имеющих выплаты помимо пенсионного обеспечения. На сегодня эмитировано 15 тыс. карт. Надеялись использовать карту как инструмент монетизации предоставленных льгот: проезда, субсидий.

"Сейчас карту раздают всем желающим пенсионерам. Совмещать пенсионные проекты с "Картой черновчанина", по которой получать льготы и скидки на лекарства, продукты — это удобно", — подчеркивает Городенский.

Партнером выступил банк "Хрещатик", он готов был кредитовать выпуск большого количества карт с чипом, предлагал поставить валидаторы в транспорте, чтобы карта использовалась как проездной билет. Но после того как у "Хрещатика" начались проблемы, выпуск карт перешел к Ощадбанку, который пока имеет возможность обслуживать ее только как карту идентификации.

В планах Черновцов было делать свой процессинговый центр, что стоило бы около $500 тыс. Поскольку Киевский Городской информационно-вычислительный центр заполнен на 35% мощности, то начали переговоры о том, чтобы карту обслуживали они.

"Необходимо раздать минимум 70-100 тыс. карт, чтобы система работала полноценно, — считает Городенский. — Первый этап выпуска карт самый сложный психологически для банка. Доход он сможет получать только от перевода на карты от субсидий, пенсионных и зарплатных проектов. Заставить же перейти на "Карту черновчанина" нельзя, это дело добровольное. Чтобы сделать ее более привлекательной, черновчане заключили договора с рядом местных торговых сетей, продуктовых магазинов и аптек. Для получения карты нужно прийти в ЦНАП или отделение Ощадбанка и оформить заявку.

В планах создать "Карту черновицкого школьника" как пропуск для входа в школу, для оплаты питания в столовой.

"Развитие безналичной платежной экосистемы в школе открывает новые технологические возможности: платежная карта может выступать пропуском в учебное заведение, читательским билетом, инструментом для оплаты питания, она также открывает доступ в электронный кабинет ученика и дает возможность родителям контролировать посещение школы в режиме реального времени, траты ребенка. Все это в конечном итоге способствует развитию финансовой грамотности с детства и формируют привычку использовать безопасные безналичные расчеты", — рассказывает Сергей Францишко, вице-президент по развитию бизнеса представительства MasterСard Europe в Украине, Молдове, Грузии, Туркменистане, Таджикистане, Кыргызстане и Узбекистане.

Инфраструктура

Согласно программе "Безопасный город", улицы города оборудованы более 100 камерами. Планируется закупить ПО для автоматического отслеживания движения.

В Черновцах стараются совершенствовать общественный транспорт. Выделены кредитные средства и проводится тендер на замену 40 троллейбусов (что очень серьезно для небольшого города).

Весь муниципальный транспорт и частично маршрутки оборудованы системой GPS для отслеживания их движения.

Уже установлено первое пилотное электронное табло на остановке, где указано время ожидания транспорта. Планируют создать "Инфоцентр", куда присоединят центр управления транспортом.

Инициативная группа "Софт Серв" создала городской велопортал с информацией о веломаршрутах и парковках в Черновцах.

Реализуются крупные инфраструктурные проекты по модернизации водопровода, в рамках которых не только меняют трубы и насосы, но и установили интеллектуальную систему определения потерь воды и подкачки нужного количества, что позволяет предприятию экономить и не повышать тарифы для горожан.

В октябре Черновицкий горсовет совместно с одним из мобильных операторов создал необычный пешеходно-экскурсионный маршрут "Открой для себя Черновцы", пролегающий через 21 туристический объект города. Указатели с QR-кодами расположили прямо между плитками тротуара, а номера маршрутов обыграли изображением ежика. "Иди за ежиком", — создается черновицкий мем. Следующий этап — создать мобильные приложения для туристов и электронный туристический гид по городу.

Энергосбережение

В ходе модернизации теплосетей оборудование заменено на автономное, установлены автоматические датчики регулировки температуры подогрева теплоносителя. Планируется установить индивидуальные тепловые пункты во всех домах, что обойдется в 16-18 млн евро.

"Внедрена система контроля и анализа энергопотребления. Все 256 бюджетных зданий (школы, больницы, дома культуры) имеют интернет, ответственный входит в систему, вводит логин, пароль и каждый день вносит показания счетчиков. Раз в месяц делаем анализ, видим затраты каждого здания на метр квадратный, можем сравнить их потребление. Это показывает, где нужно делать термомодернизацию, и уменьшает риск профинансировать ненужный проект", — объясняет Юрий Мокрицкий, специалист по энергосбережению департамента экономики.

На базе БТИ создан муниципальный отдел энергоаудита, что позволило снизить цены на услугу в городе и сэкономить на аудитах бюджетных зданий. 38 объектов бюджетной сферы уже прошли тепломодернизацию, что дало экономию в 10%. Еще 36 бюджетных зданий выбраны для модернизации.

Образование и медицина

На сайте управления образования выложена информация об учебных заведениях города с их электронными контактами, о курсах по информатике для учителей и учеников (впрочем, многие разделы — например, об использовании средств — не обновляются по 2-3 года).

Имеется разработанная черновицкими специалистами электронная запись в детские сады.

Месяц назад запустили пилотный проект электронной регистратуры для одной из поликлиник города. Причем электронную карту пациента для поликлиник создавали при поддержке медуниверситета и волонтеров с Cluster bit.

На сайте управления охраны здоровья можно посмотреть информацию об остатках лекарств по разным больницам, данные предоставляются раз в неделю.

Поддержка IT-предпринимательства

Полтора года назад создан Cluster bit, объединивший 15 IT-компаний, которые занимаются аутсорсингом услуг на экспорт, но сохраняют рабочие места здесь. "Цель кластера — ускорить развитие данной отрасли индустрии путем их объединения для решения общих проблем. Это объединение институтов и компаний, работающих в IT-сфере, популяризация IT-специальности среди молодежи", — рассказывает представитель IT-кластера, координатор Фонда развития JCI Ukraine Георгий Звирид.

Выделить им помещение предложил сам мэр. Целый этаж в троллейбусном депо ребята оборудуют по собственному вкусу. Создали зону коворкинга, зону стартапов, IT-школу, устроили конференц-зал. Здесь проводятся бесплатные занятия по английскому языку, курсы Brain Basket "Гарвардский курс программирования", курсы обучения языкам Python, Java, учебная программа для стартаперов edu-bukstartUP.

"Планируем серию хакатонов, в частности по развитию туризма, решению проблем городского транспорта, сбора мусора, и городские власти обещают поддержать стартапы по данным тематикам", — рассказывает Георгий.

В качестве волонтеров Cluster bit помогают разрабатывать "Карту черновчанина", а также разрабатывают для горсовета сайт инвестиционного направления. "Бизнес, образование и власть активно сотрудничают через Сluster bit. Ученые местных вузов выступают как авторами идей для стартапов, так и мостиком между властью, бизнесом и студентами. Параллельно преподаватели работают в разных ИТ-компаниях, над разными приложениями, занимаются IoT. Мы — своеобразная платформа для прототипирования, отработки и запуска разных инновационных идей, — добавляет координатор IT-кластера "Сbit" преподаватель ЧНУ Андрей Гевюк.

В Черновцах работают несколько инициативных групп, предлагающих горсовету идеи по развитию города. Например, идет работа над 3D-сканированием исторических зданий, чтобы сохранить облик города.

Муниципалитет бесплатно предоставил право на размещение социальной рекламы инноваций на бигбордах и ситилайтах, на телеканалах и в общественном транспорте, оказывает помощь в проведении конференций для IT. По словам Звирида, депутатский корпус, независимо от фракции, заинтересован и в разной форме участвует в развитии Черновцов как Smart City.

Итак, местные власти в Черновцах показали себя очень открытыми и демократичными, нацеленными на развитие электронной демократии и эффективное управление городом. Горожанам не приходится жаловаться на закрытость властей и нерешенные коммунальные проблемы. А еще город силен сотрудничеством между IT-предпринимателями и учеными, которые нацелены на практические проекты. Наконец, Черновцы очень комфортны для туристов, ведь достопримечательности города можно обойти пешком "вслед за ежиком", а дорогу всегда можно спросить на английском языке у кого-нибудь из многочисленных студентов.

по материалам:
"Дело"
раздел:
теги:

По теме:

Smart Львов: как туристический центр Украины переходит к новым технологиям
Общество 13 октября 2016 в 13:30

Smart Львов: как туристический центр Украины переходит к новым технологиям

Львов не только крупнейший туристический центр страны, но и один из самых продвинутых городов в вопросе инноваций. Одновременно с развитием технологий в сфере административных услуг для жителей в социальной сфере города развиваются и платежные инновации. Какие smart-решения используют во Львове, разбиралось Delo.UA

Как Smart Харьков привлекает туристов и инвесторов
Общество 21 октября 2016 в 14:30

Как Smart Харьков привлекает туристов и инвесторов

Имидж Smart City сегодня привлекателен для международных инвесторов и туристов, что позволяет муниципалитету получать бонусы в виде инвестиций, грантов и льготных кредитов. Жизнь бизнеса и простых горожан в "электронном" городе тоже становится комфортнее. Доказано на примере Харькова