Smart-Винница: как живет один из самых комфортных городов Украины

Вектор развития в направлении smart city Винница взяла в далеком 2008 году. Delo.UA отправилось в город, чтобы посмотреть, каких успехов удалось достичь винничанам

Маленький уютный город с чистыми улицами, хорошими дорогами и тротуарами, новым электротранспортом, зелеными клумбами, разноцветными домами, скамейками с солнечными панелями на улицах, свободным Wi-Fi около мэрии — это только внешняя сторона Винницы, видимая на первый взгляд. Интереснее для нас была внутренняя сторона муниципального хозяйства: насколько "умно" работает местное самоуправление, оказывая услуги населению и сотрудничая с бизнесом, и насколько комфортно чувствуют себя горожане.

Площадь перед горсоветом превращена в комфортное общественное пространство с удобными скамейками, бесплатным Wi-Fi и ландшафтным дизайном

Управление городом

"Портал http://my.vmr.gov.ua Винницкий горсовет запустил в 2013 году, и электронные услуги у нас появились на два года раньше, чем на iGov.org.ua. Мы ведем наш сайт и предоставляем услуги с собственными ІТ-решениями. Наш опыт, в частности по организации внутреннего документооборота, переняли многие города", — подчеркивает Владимир Романенко, директор департамента информационных технологий Винницкого городского совета.

Владимир Романенко курирует внедрение информационных технологий в Виннице

Имеется онлайн-доступ к документам горсовета (решения, распоряжения и, что важно, проекты решений). Через кабинет на сайте можно записаться на прием к руководителям департаментов и служб Винницкого горсовета, также можно оставить им электронное обращение.

На сайте горсовета доступна информация обо всех коммунальных предприятиях, их деятельности, руководстве, контактах, опубликованы электронные адреса для приема предложений горожан.

Наборы открытых данных публикуются с 2015 года. Сервис "Открытый бюджет" по заказу горсовета разработали винницкий предприниматель Валерий Кашпрук и ОО "Эйдос".

Винницкий горсовет и муниципальные предприятия одними из первых в стране присоединились к системе электронных торгов ProZorro.

Всего в горсовете работают 600 человек, обеспечивая управление хозяйством 377-тысячного города. В IT-отделе задействованы 16 технических специалистов.

Электронная демократия

Сервис электронных петиций Винница первой в Украине получила бесплатно, за счет грантовых средств фонда "Східна Європа". Потом к системе присоединились около 40 других городов.

Для сотрудничества с общественными организациями создан отдельный сайт.

Также на сайте мэрии горожанам доступны "Карта средств Винницкой громады" и "Бюджет общественных инициатив", который дает возможность каждому выдвинуть социально полезную идею и шанс получить грант на реализацию идеи.

Админуслуги

Каждый винничанин на сайте мэрии может создать себе "Персональный кабинет", через который он получает электронный доступ к админуслугам, записывается на прием к чиновникам, пишет обращения и получает ответы на них. Онлайн доступна информация по коммунальным услугам, земельным вопросам, благоустройству, юридическим вопросам и получению разрешительных документов. Вход в кабинет осуществляется посредством логина и пароля. Иметь Bank ID для получения услуг в Виннице не обязательно, однако, по мнению Романенко, в будущем именно этот способ верификации станет популярным.

Центральный "Прозрачный офис" — центр предоставления услуг Винницкого горсовета — расположен прямо на первом этаже мэрии и спланирован в формате open space. Стены кабинетов, в которых ведут прием чиновники и заместители мэра, действительно прозрачны, что минимизирует риск коррупции и повышает доверие горожан.

Сегодня здесь предоставляется 269 услуг населению и бизнесу, из них 25 в электронном виде, ведутся приемы горожан, принимаются электронные и письменные обращения и даются ответы на них.

Придя в "Прозрачный офис", винничанин для записи на прием может обратиться к администратору, или же сделать это самостоятельно с помощью информационного терминала (если не записался заранее через сайт мэрии). Получив распечатанный талон со своим номером кабинета и номером в очереди, горожанин может подождать на диванчике в холле, в кафе или, если пришел с ребенком, то в расположенной рядом детской комнате.

Движение очередей отображается на электронных табло. Очередь к специалистам по вопросам образования может быть 3-5 минут, а по регистрации имущественных прав — и полтора часа, но решить вопрос можно будет за полторы минуты. В среднем время ожидания — 20 мин.

Придя в кабинет чиновника, бумаг ждать не нужно: информация по разным вопросам имеется в электронном виде. В случае необходимости оплатить госуслугу можно тут же в офисе, через особый терминал, на главный экран которого уже выведены популярные платежи и нет нужды вводить реквизиты.

Такие "Прозрачные офисы" имеются во всех 4 районах города. Их услугами пользуются по 3000-4000 винничан ежедневно. (Для сравнения, обычный офис принимает по 300-400 людей).

В конце сентября в Виннице открыли городской сервисный центр, в котором можно зарегистрировать и снять с регистрации транспортное средство, заключить договор купли-продажи, сдать экзамены по вождению и получить водительское удостоверение за 15-40 минут. Подобных центров в Украине нет, винницкий создан по опыту Польши.

Коммунальные услуги

Все услуги отражаются в "Единой квитанции", оплатить их можно через сайт мэрии.

Создана диспетчерская "Цілодобова варта", которая принимает обращения горожан по всем вопросам коммунального хозяйства, охраны здоровья, образования, транспорта — всего 42 услуги. Контролируется работа не только коммунальных предприятий, но и частных, предоставляющих коммунальные услуги, включая "Водоканал", "Теплосети", "Облэнерго", "Укртелеком", МЧС. Диспетчеры принимают обращения по единому телефону 1560, а также через онлайн-чат на сайте горсовета, по электронной почте и через "Мапу звернень" (карта, где можно отметить проблему, такую как отсутствие люка или авто на тротуаре, добавив фото или видеозапись нарушения).

Вся информация от городских и частных поставщиков коммунальных услуг о перебоях, ремонтах, изменениях в работе поступает в "Варту", благодаря чему диспетчеры всегда могут ответить на вопросы и обращения горожан. Например, коммунальная служба обязана предупредить диспетчеров, что выключит электроэнергию в определенном районе в связи с обрезкой деревьев, и сообщить время включения. Частный "Укртелеком" обязан сообщить диспетчеру, если по каким-то адресам отсутствует связь, назвать причину и время возобновления услуги. Винничанам нет необходимости помнить номера всех служб, им достаточно позвонить по единому номеру.

Налажена система обратной связи "горожанин"– "коммунальная служба" через сайт горсовета и мобильное приложение. Допустим, винничанин увидел открытый люк или припаркованный на тротуаре автомобиль. Он делает фото на мобильный телефон и присылает его на сайт горсовета через свой "Персональный кабинет" или через мобильное приложение. Его обращение отправляется в соответствующую службу, которая обязана принять меры. Если меры не приняты и поступила повторная жалоба, то разбираться будут уже с ответственным служащим.

Электронная система управления внедрена на КП "Винницагортеплоэнерго": в трех микрорайонах проложено оптоволокно, установлены система SCADA для "умной" автоматической регулировки и контроля давления, температуры теплоносителей. Это значит, что работа котелен и индивидуальных теплопунктов управляется с центрального диспетчерского пункта в режиме реального времени, что позволяет оперативно реагировать на ситуации и экономить энергию.

Благодаря сотрудничеству Винницкого горсовета с частной компанией "WinDim-Tehnology", у жителей появилась возможность контролировать предоставление и оплату коммунальных услуг онлайн. WinDim создала программное обеспечение для учета и оплаты проведенных работ, расчетов с жильцами, расчета стоимости различных оказанных услуг, проведения оплаты жилищно-коммунальных услуг, которым пользуются винницкие ОСМД и которое сейчас внедряют ЖЭКи.

Дмитрий Софина, основатель компании WinDim, рассказывает: "Заходя в "Личный кабинет", каждый житель дома онлайн видит доход, должников, "кошторис" по каждой услуге, изменения цен. Жителям доступна калькуляция по всем видам работ, их графику. Так, если пол в подъезде не вымыли, а услугу записали, житель это указывает, и с исполнителя снимаются деньги. Все жалобы принимаются также колл-центром. В конце месяца в счет включаются только выполненные услуги". Онлайн житель может вызвать электрика на удобное для себя время, например сегодня с 19.00. до 21.00, указав желаемую стоимость, например 50 грн — и заявка уходит исполнителям по их рейтингу. Исполнитель получает SMS о вызове, сам звонит заказчику, уточняет детали. На сайте доступна опция безналичной оплаты банковской картой.

Также жильца просят оценить качество услуги. Кроме сайта, создается мобильное приложение, а для пользователей преклонного возраста работает телефонная бесплатная "горячая линия".

Управляющая компания WinDim уже обслуживает 29 ОСМД, более 500 домов по всей стране, не только в Виннице.

Безопасные улицы

Для обеспечения безопасности горожан на улицах Винницы установлены около 70 видеокамер, информация с которых поступает на сервера горсовета и в центр МВД.

Расширяется сеть уличного освещения: только с начала года установлены более 570 светодиодных фонарей, экономящих электроэнергию.

Идет разработка нового генерального плана Винницы, строятся и модернизируются дорожные развязки. При реконструкции улиц сразу предусматриваются пандусы, велодорожки, "лежачие полицейские", устанавливается современное светодиодное освещение. При реконструкции площадей добавляют фонтаны, скамейки, перголы, клумбы, создающие комфорт для жителей города.

Транспорт

Транспорт ходит строго по графику, с которым можно ознакомиться на остановках, а также на сайте. Муниципальный транспорт оборудуют системами GPS, и можно будет увидеть время ожидания нужного маршрута на информационном табло на остановке или на сайте.

70% перевозок в Виннице реализует одна муниципальная транспортная компания. Транспортный парк Винницы — самый большой в Украине: 99 трамваев, 58 автобусов, 167 троллейбусов. Их планируют оборудовать автоматизированной системой оплаты проезда, что позволит создать информационную систему учета поездок и получать прибыль в бюджет города.

Винницкая транспортная компания начала выпуск трамваев Winway. И недавно была закончена реконструкция кольцевой трамвайной линии, создан новый маршрут трамвая.

"Мы начали разрабатывать карту для оплаты проезда в транспорте "Карту винничанина" в 2012 году. Smart-карта винничанина будет чипованной, с технологией бесконтактной оплаты. На первом этапе это будет единый электронный проездной документ на все виды транспорта и социальная карта (так как оплата производится в соответствии с категорией льготника), а также билет школьника. Чтобы стимулировать использование карты, будем привлекать коммунальные предприятия, торгово-сервисную сеть предоставлять льготы и бонусы по этой карте. В дальнейшем "Карта винничанина" сможет пользоваться для получения административных услуг", — рассказывает директор КП "Винницакартсервис" Екатерина Бабина. Это будет не банковская карта, а отдельная карта со своим логином и паролем. Проект "Карта винничанина" оценивают в 3 млн евро.

Екатерина Бабина занимается внедрением "Карты винничанина"

Требованием винницкой мэрии является привлечение украинских субподрядчиков к выполнению работ. Процесс этот сложный, собственно к распространению карт среди горожан перейдут к 2018 году. Сделают и мобильные приложения по оплате проезда и отслеживанию транспорта.

Медицина без очередей

По данным исследования Impact of Innovation от Mastercard, система здравоохранения — одна из сфер, которые, по мнению украинцев, в первую очередь нуждаются в цифровых инновациях.

В Виннице уже начали реализовывать такие решения. Одно из достижений — "Электронная карта пациента". История болезни, обследований винничан будет храниться в электронном виде, и они смогут обращаться в любую больницу без "кипы бумаг" и получать лечение. В "Персональном кабинете пациента" онлайн доступна вся информация из электронной карты, для чего вводятся логин и пароль, доступна и верификация через украинские банки с помощью сервиса BankID. Отсюда можно самостоятельно записаться на прием к нужному врачу, увидев график его занятости и выбрав удобное время.

Автоматизацией уже охвачены "Винницкий диагностический центр" и все центры первичной медико-санитарной помощи, включая роддома, женские консультации. На очереди амбулатории, поликлиники.

"Электронные карты позволяют упорядочить прием пациентов, обеспечить прозрачный учет и отчетность, бороться с "приписками". Единственное, что законодательство несовершенно, и информация все равно распечатывается и сохраняется на бумажных носителях", — говорит главный врач диагностического центра Оксана Бланар.

Пациенты могут записаться на прием и по телефону, тогда электронную запись проведет специально выделенный администратор. Каждому больному распечатывается талончик с номером кабинета и очереди, которые высвечиваются на электронном табло в холле больницы.

Образование

В Виннице давно доступна электронная запись в детский сад (больше не нужно стоять в очередях к заведующим, звонить и узнавать — все происходит онлайн). Достаточно выбрать детсад, заполнить форму — и регистрация осуществляется автоматически. При появлении свободного места родителям высылается письмо по e-mail.

Горсоветом запущена "Студенческая программа StartUp", позволяющая талантливой молодежи пройти стажировку в различных подразделениях города, реализовать свои идеи, получить первую работу.

Интересен местный проект "Детский омбудсмен". Можно отправить онлайн сообщение о нарушениях прав ребенка, узнать о детских мероприятиях в городе. Тут же, на сайте Винницкого горсовета, добавлена подборка видеоклипов "Безопасность детей в интернете", планируется добавить игры.

Развитие IT-сферы

iHub Винница — удачный пример развития предпринимательства при поддержке городских властей. Идея создать iHub по примеру Киевского родилась у прежнего директора департамента ИТ Винницкого горсовета Александра Риженко в 2014 году.

За развитие Винницкого iHub отвечает региональный директор БФ "Seed Forum Украина" Руслан Бурлаченко. Ранее он работал над проектами "электронного города" в Винницком горсовете и предложил поддержать молодежь в стремлении создавать стартапы в родном городе. Горсовет выделил помещение в аренду на 10 лет за 1 грн, а БФ Seed Forum сделал ремонт, завез оборудование и организовал за средства гранта Норвегии центр поддержки инноваций и предпринимательства.

Здесь как в коворкинге работают и учатся ИТ-специалисты, как в акселераторе проводятся образовательные и нетворкинговые мероприятия для IT-стартапов. За 6 месяцев работы iHub Винница провел более 65 мероприятий, курсы программирования, курсы английского языка, провел конкурсы стартапов, вывел 5 проектов на инкубацию по программе EGAP Challenge.

"Мы поясняем, как электронные сервисы улучшают взаимодействие между громадой и властью. Проводили "идеятон" — хакатон по созданию идей проектов для "умного города". С октября будем работать над проектами по open data. Пытаемся доращивать молодежь до стартапа, чтобы они создавали свои бизнесы в Виннице, Украине, а не работали "на дядю" за рубеж. Для этого и создали инфраструктуру поддержки инновационного предпринимательства здесь", — вдохновенно рассказывает Руслан Бурлаченко.

Горсовет также поддержал программу Technology Nation от Brainbasket — бесплатные курсы программирования для винничан.

В июле Минэкономики зарегистрировало Винницкий индустриальный парк как территорию для строительства новых предприятий и привлечения инвестиций.