- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Сокровища Ali Baba: что означает выход интернет-гиганта на IPO для мировой экономики
В начале августа стала, наконец, известна дата первичного размещения акций, которое может стать самым большим за все время торгов на бирже в мире. Китайская компания Ali Baba, которая занимается розничными продажами в интернете, заявила, что готова начать продавать свои ценные бумаги на New-York Stock Exchange сразу после Дня труда, который в США празднуют 1 сентября.
Инвестиционные банки уже выстроились в очередь на роль компании, которая будет обслуживать это размещение. И это не удивительно, так как по предварительным данным комиссионные от этого размещение оцениваются в миллиарды долларов. Сам интернет-трейдер рассчитывает привлечь путем продажи акций не менее $20 млрд.и нарастить свою рыночную стоимость минимум к $150 млрд. Эксперты предполагают, что это вполне возможно, так как сейчас позиции китайской компании сильны как никогда, ведь она обладает самой большой интернет-аудиторией (более 600 млн. человек) в быстроразвивающейся экономике мира.
В тоже время, еще несколько месяцев назад банкиры предполагали, что сумма, которую сможет привлечь Ali Baba, будет минимум в два раза выше. Но долгие переговоры с контролирующими органами США и опасение, что китайская компания повторит судьбу Facebook, сделали свое дело.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaТем не менее, это будет первое большое IPO китайской компании, которая не занимается тяжелой промышленностью или добычей ресурсов. "Китай сформировал внутренний рынок и теперь будет использовать его, как основу для получения прибылей", — рассказывает Delo.UA Карлос Киржнер из Sanford C. Bernstein & Co. По его мнению, наряду с постоянными покупками активов иностранных компания, КНР готовиться упрочить свое место в мировой экономике. При этом западные страны, которые решают собственные проблемы особо не сопротивляются этому.
К 2015-му, по прогнозам Всемирного Банка Китай станет самой большой в мире экономикой, а также страной с самым емким внутренним рынком, который по своим объемам потребления обгонит США и ЕС. Потому уже сейчас западные инвесторы пытаются получать место на этом рынке. И тут они не жалеют денег.
Большой проект
Компания Ali Baba была зарегистрирована в 1999 году небольшим предпринимателем Джеком Ма и 17 его компаньонами. Тогда она представляла собой сайт, на котором малые фирмы могли бы торговать о обмениваться услугами. Через несколько лет компания уже смогла зарегистрировать свои акции на Гонконгской фондовой бирже.
Что интересно, быстрое развитие Ali Baba совпало с ростом напряженности между Китаем и западными интернет-компаниями, которые не хотели подчиняться условиям функционирования сети в КНР. Так в 2010 году американская компания Amazon начала судебное разбирательство по поводу вмешательства Китая в работу ее сетей. В итоге компания признала, что работа в этой стране затруднительна, но не решилась бросить такой обширный рынок и сейчас хочет инвестировать $400 млн. в развитие уже китайской площадки по торговле.
Тем более деятельность американских компаний в Китае часто зависела от политической конъюнктуры. Так в 2010 году, когда отношения между Пекином и Вашингтоном относительно Тихоокеанской зоны свободной торговли зашли в тупик, а Нобелевскую премию мира получил китайский диссидент Лю Сяобо, то в КНР на некоторое время закрыли доступ ко всем некитайским сайтам. У Ali Baba с этим проблем не было, так как в западных странах не принято блокировать интернет из-за политических разногласий. И потому компания быстро набирала обороты.
Тем более, что у нее появлялось все больше клиентов, так как в Китае стремительно формировался свой средний класс. Этот процесс должен завершиться к 2020 году, тогда по прогнозам ООН, доход средней семьи этой страны будет не меньше, чем у такой же семьи в Европе или США. Конечно, это только средний показатель, в развитых странах намного меньший разрыв в доходах между бедными и богатыми, но тенденция ясная. Замедление темпов развития страны в последние несколько лет эксперты приписывают именно росту зарплат. "Сейчас ВВП на душу населения в Китае более $3 тысяч и сейчас китайцы готовы тратить свои деньги", — говорит Ванг Ксиолу из China Reform Foundation.
Потому в отсутствии конкурентов и в условиях резкого роста внутренненего рынка прибыли Ali Baba начали резко расти. Не удивительно, что компания Yahoo еще в 2005 году инвестировала $1 млрд. в компанию, получив в обмен 40% ее акций. Сейчас компания подошла к IPO с хорошими финансовыми результатами, заработав за третий квартал 2013 года более $800 млн. чистой прибыли.
Азиатское влияние
В сентябре размещение акций скорее всего состоится, хотя эта дата переносится уже несколько раз. Видимо владельцы компании бояться, что могут повторить судьбу Facebook. В 2012-м эта социальная сеть смогла привлечь в ходе размещения акций более $17 млрд., но после появления первой отчетности цена на ценные бумаги компании начала резко падать. В итоге компания потеряла более трети свой стоимости. Потому теперь китайские инвесторы хотят не допустить такого падения и откладывают выход на рынки. "Переоценка акций для компании может негативно сказаться на ее позициях. И в Ali Baba хотят выждать, чтобы рынок немного успокоился", — говорит Карлос Киржнер.
Но в целом американские и европейские инвесторы уже выстраиваются в очередь за китайскими бумагами. И это рекордное размещение акций только одно из проявлений того, что экономическая мощь КНР становиться самой важной силой в мире.
По мнению экспертов, если на первом этапе Пекин просто покупал известные компании (эта тенденция продолжается и сейчас — в 2013-м он купил несколько подразделений IBM и концерн Volvo), то сейчас эта страна уже сама выводит на мировую арену свои компании и тем самым подчиняет себе западные страны. Так по данным New-York Stock Exchange в 2013 году максимальный спад деловой активности на фондовых площадках США был в феврале, в то время когда в Китае отмечают новый год.
Уже сейчас глава ФРС Дженет Йелен заявляет, что ее ведомство не будет изменять учетные ставки пока компания не выйдет на рынок, чтобы не спугнуть потенциальных инвесторов.
В следующие 5-10 лет КНР выведет на мировые рынки еще несколько компаний, и каждая из них будет становиться хитом продаж, так как имеет монопольную поддержку властей и более миллиарда потребителей. Потому вскоре IPO за $20 млрд. могут стать достаточно частям явлением. Но первой из этих сделок будет именно Ali Baba, который должен открыть китайским компаниям дорогу на большие рынки.