Экономика 17 августа 2014 в 12:42

Сокровища Ali Baba: что означает выход интернет-гиганта на IPO для мировой экономики

Выход на IPO торговой компании Ali Baba должно стать рекордным по объему привлеченных средств и упрочить позиции Китая, как мирового экономического лидера

В начале августа стала, наконец, известна дата первичного размещения акций, которое может стать самым большим за все время торгов на бирже в мире. Китайская компания Ali Baba, которая занимается розничными продажами в интернете, заявила, что готова начать продавать свои ценные бумаги на New-York Stock Exchange сразу после Дня труда, который в США празднуют 1 сентября.

Инвестиционные банки уже выстроились в очередь на роль компании, которая будет обслуживать это размещение. И это не удивительно, так как по предварительным данным комиссионные от этого размещение оцениваются в миллиарды долларов. Сам интернет-трейдер рассчитывает привлечь путем продажи акций не менее $20 млрд.и нарастить свою рыночную стоимость минимум к $150 млрд. Эксперты предполагают, что это вполне возможно, так как сейчас позиции китайской компании сильны как никогда, ведь она обладает самой большой интернет-аудиторией (более 600 млн. человек) в быстроразвивающейся экономике мира.

В тоже время, еще несколько месяцев назад банкиры предполагали, что сумма, которую сможет привлечь Ali Baba, будет минимум в два раза выше. Но долгие переговоры с контролирующими органами США и опасение, что китайская компания повторит судьбу Facebook, сделали свое дело.

Тем не менее, это будет первое большое IPO китайской компании, которая не занимается тяжелой промышленностью или добычей ресурсов. "Китай сформировал внутренний рынок и теперь будет использовать его, как основу для получения прибылей", — рассказывает Delo.UA Карлос Киржнер из Sanford C. Bernstein & Co. По его мнению, наряду с постоянными покупками активов иностранных компания, КНР готовиться упрочить свое место в мировой экономике. При этом западные страны, которые решают собственные проблемы особо не сопротивляются этому.

К 2015-му, по прогнозам Всемирного Банка Китай станет самой большой в мире экономикой, а также страной с самым емким внутренним рынком, который по своим объемам потребления обгонит США и ЕС. Потому уже сейчас западные инвесторы пытаются получать место на этом рынке. И тут они не жалеют денег.

Большой проект

Компания Ali Baba была зарегистрирована в 1999 году небольшим предпринимателем Джеком Ма и 17 его компаньонами. Тогда она представляла собой сайт, на котором малые фирмы могли бы торговать о обмениваться услугами. Через несколько лет компания уже смогла зарегистрировать свои акции на Гонконгской фондовой бирже.
Что интересно, быстрое развитие Ali Baba совпало с ростом напряженности между Китаем и западными интернет-компаниями, которые не хотели подчиняться условиям функционирования сети в КНР. Так в 2010 году американская компания Amazon начала судебное разбирательство по поводу вмешательства Китая в работу ее сетей. В итоге компания признала, что работа в этой стране затруднительна, но не решилась бросить такой обширный рынок и сейчас хочет инвестировать $400 млн. в развитие уже китайской площадки по торговле.

Тем более деятельность американских компаний в Китае часто зависела от политической конъюнктуры. Так в 2010 году, когда отношения между Пекином и Вашингтоном относительно Тихоокеанской зоны свободной торговли зашли в тупик, а Нобелевскую премию мира получил китайский диссидент Лю Сяобо, то в КНР на некоторое время закрыли доступ ко всем некитайским сайтам. У Ali Baba с этим проблем не было, так как в западных странах не принято блокировать интернет из-за политических разногласий. И потому компания быстро набирала обороты.

Тем более, что у нее появлялось все больше клиентов, так как в Китае стремительно формировался свой средний класс. Этот процесс должен завершиться к 2020 году, тогда по прогнозам ООН, доход средней семьи этой страны будет не меньше, чем у такой же семьи в Европе или США. Конечно, это только средний показатель, в развитых странах намного меньший разрыв в доходах между бедными и богатыми, но тенденция ясная. Замедление темпов развития страны в последние несколько лет эксперты приписывают именно росту зарплат. "Сейчас ВВП на душу населения в Китае более $3 тысяч и сейчас китайцы готовы тратить свои деньги", — говорит Ванг Ксиолу из China Reform Foundation.

Потому в отсутствии конкурентов и в условиях резкого роста внутренненего рынка прибыли Ali Baba начали резко расти. Не удивительно, что компания Yahoo еще в 2005 году инвестировала $1 млрд. в компанию, получив в обмен 40% ее акций. Сейчас компания подошла к IPO с хорошими финансовыми результатами, заработав за третий квартал 2013 года более $800 млн. чистой прибыли.

Азиатское влияние

В сентябре размещение акций скорее всего состоится, хотя эта дата переносится уже несколько раз. Видимо владельцы компании бояться, что могут повторить судьбу Facebook. В 2012-м эта социальная сеть смогла привлечь в ходе размещения акций более $17 млрд., но после появления первой отчетности цена на ценные бумаги компании начала резко падать. В итоге компания потеряла более трети свой стоимости. Потому теперь китайские инвесторы хотят не допустить такого падения и откладывают выход на рынки. "Переоценка акций для компании может негативно сказаться на ее позициях. И в Ali Baba хотят выждать, чтобы рынок немного успокоился", — говорит Карлос Киржнер.

Но в целом американские и европейские инвесторы уже выстраиваются в очередь за китайскими бумагами. И это рекордное размещение акций только одно из проявлений того, что экономическая мощь КНР становиться самой важной силой в мире.
По мнению экспертов, если на первом этапе Пекин просто покупал известные компании (эта тенденция продолжается и сейчас — в 2013-м он купил несколько подразделений IBM и концерн Volvo), то сейчас эта страна уже сама выводит на мировую арену свои компании и тем самым подчиняет себе западные страны. Так по данным New-York Stock Exchange в 2013 году максимальный спад деловой активности на фондовых площадках США был в феврале, в то время когда в Китае отмечают новый год.

Уже сейчас глава ФРС Дженет Йелен заявляет, что ее ведомство не будет изменять учетные ставки пока компания не выйдет на рынок, чтобы не спугнуть потенциальных инвесторов.

В следующие 5-10 лет КНР выведет на мировые рынки еще несколько компаний, и каждая из них будет становиться хитом продаж, так как имеет монопольную поддержку властей и более миллиарда потребителей. Потому вскоре IPO за $20 млрд. могут стать достаточно частям явлением. Но первой из этих сделок будет именно Ali Baba, который должен открыть китайским компаниям дорогу на большие рынки.

автор:
Иван Морозовицкий
по материалам:
"Дело"
раздел:
теги:

По теме:

"Дождь" и Slon.ru выйдут на IPO
IT и Телеком 05 июня 2014 в 16:36

"Дождь" и Slon.ru выйдут на IPO

Деньги от продажи акций холдинг планирует направить на оборудование нового студийного комплекса для канала "Дождь"

IPO NN принес ING 1,5 млрд евро
Экономика 02 июля 2014 в 11:12

IPO NN принес ING 1,5 млрд евро

Финкомпания продала 77 млн акций NN по цене 20 евро за бумагу