США впервые за много лет станет экспортером нефти

Крупнейшие мировые нефтяные компании впервые за десятилетия готовы экспортировать большие объемы нефти из США. Это стало возможным благодаря буму добычи углеводородов в стране из-за развития технологий

Шесть компаний, в том числе Royal Dutch Shell, BP и Vitol, обратились к властям США с просьбой разрешить им экспорт излишков местной нефти, сообщила The Financial Times. Американское законодательство десятилетиями запрещало экспорт нефти. Исключения делались в редких случаях и касались в основном ограниченных поставок в Канаду. На данный момент США экспортируют менее 0,5% нефти в день от импортируемых 9 млн барр. Однако благодаря сланцевому буму в штатах Северная Дакота (месторождение Bakken) и Техас (Eagle Ford) уровень добычи в стране вырос до максимума 1995 года. В результате трубопроводы не справляются с транспортировкой сырья на местный рынок, что в итоге побудило нефтяников искать клиентов за рубежом.

Shell уже подтвердила, что запросила лицензию на экспорт местной нефти, однако отказалась комментировать, куда и в каких количествах. BP получила лицензию на поставки на ряд НПЗ в Канаде еще летом, однако неясно, успела ли она ею воспользоваться. BP и Vitol отказались от комментариев. Министерство торговли также предпочло не комментировать просочившиеся в СМИ сведения, но сообщило, что экспорт в Канаду "предположительно будет одобрен".

Поставки американской нефти в Канаду увеличились за последние пять лет вдвое, до 77 тыс. барр. в день. Практически вся нефть, отправляемая в Канаду из США, уходит об­ратно к соседу в виде различных нефтепродуктов. Для Канады, в свою очередь, США являются крупнейшим рынком сбыта "черного золота": соседу уходит почти 99% зарубежных поставок канадской сырой нефти. По данным Управления информацией в области энергетики США, в 2011 году США импортировали в день
2,7 млн барр. нефти и нефтепродуктов из Канады, из которых 2,2 млн барр. приходилось на сырую нефть (25% от общего американского импорта).

Эксперты уверены, что проблем с получением лицензий на экспорт в Канаду у компаний возникнуть не должно. "Вполне естественно, что в условиях перепроизводства они попросили разрешения на экспорт. Кроме того, сейчас им дороже обходится транспортировка сырья внутри страны, чем его доставка в Канаду", — сказал аналитик Capital Economics Джулиан Джессоп. По подсчетам брокера по фрахтованию судов Poten & Partners, экспорт нефти из Техаса в самый крупный канадский НПЗ в Нью-Брансуике обойдется всего в 1,5 $/барр. сырья против $4,55 за более короткую транспортировку на заводы в Филадельфию. Впрочем, решение об увеличении поставок может прийтись не по душе канадским властям, которые могут потребовать от США встречных уступок: до сих пор американские власти блокировали продление нефте­провода Keystone XL, который соединил бы нефтеносные пески Alberta с НПЗ в Техасе.

Впрочем, компании в заявках могли не ограничиться Канадой, попросив разрешения экспортировать в другие страны. Аналитики уверены, что одобрение на это им будет получить гораздо сложнее. "С учетом того, какие преграды власти выстраивают для производителей СПГ, которые хотят экспортировать сырье, нефтяным компаниям на позитивный результат надеяться особо не приходится", — пояснила аналитик IHS Energy Клаудиа Манн. Если власти будут более благосклонны, то компании будут поставлять "черное золото" в ближайшие страны вроде Бразилии.

Эксперты отмечают, что, несмотря на увеличение добычи, США — крупнейший в мире импортер нефти — не станет нетто-экспортером сырья еще лет десять. Тема энергонезависимости неоднократно поднималась Бараком Обамой и его соперником республиканцем Миттом Ромни во время предвыборной кампании. Первый хочет к 2020 году сократить вполовину импорт сырья и увеличить в энергопорт­феле долю возобновляемых источников энергии. Последний за тот же срок обещает сделать страну независимой от импорта благодаря поддержке добычи методом гидроразрыва пласта и разрешению на бурение на атлантическом побережье.

По прогнозам аналитиков, снятие запрета на экспорт нефти из США не окажет сильного влияния на мировые цены, но в перспективе может снизить разрыв между марками американской WTI и европейской Brent, который сейчас составляет $20. "Если более дешевая WTI сильно подорожает, то это обернется значительным увеличением расходов местных НПЗ. Власти США это вряд ли допустят, поэтому могут потом снова сократить разрешаемые объемы экспорта", — резюмировал аналитик Sanford C. Bernstein Ян Пайл.

Напомним, что стоимость ноябрьских фьючерсов на Нью-Йоркской товарной бирже на легкую нефть марки WTI повысилась на $0,17, или на 0,18%, до $92,24 за баррель.