Starbucks может выйти на один из самых быстрорастущих рынков в мире

В стремлении нарастить объем мировых продаж американская сеть кофеен Starbucks может выйти на рынок Индии. Экспансия предполагает покупку местного игрока

Starbucks Corp. может в течение следующих трех недель объявить о сделке с Tata Coffee Ltd., которая позволит американской компании открывать свои кофейни в Индии, сообщил осведомленный источник.

Кофейни Starbucks, предлагающие свой фирменный кофе и блюда, скорее всего, будут располагаться в магазинах розничной торговли и отелях, связанных с Tata Group.

Представитель Starbucks Кори Дюброва сообщил, что переговоры с Tata Group продвигаются успешно и американская компания в скором времени надеется выступить с заявлением в этой связи. "Мы все приятно взволнованны, учитывая большие возможности, которые представляет для нас индийский рынок", - добавил он.

Основная сделка будет заключена между Starbucks и Tata Coffee. В то же время новое партнерство будет использовать возможности других компаний Tata Group, отмечает анонимный источник.

Tata владеет Indian Hotels Co., управляющей сетью отелей в Индии, в том числе Taj Hotels Resorts и сетью отелей Palace. Свой розничный бизнес группа осуществляет через Trent Ltd. и частное предприятие Infiniti Retail Ltd. Tata также принадлежит соляной и сталелитейный бизнес.

Индия остается одним из самых больших неосвоенных рынков для американской компании, и выход Starbucks на индийский рынок произойдет на фоне роста популярности кофеен в стране.

Традиционно приверженцы чая, индийцы все чаще стали заказывать себе чашечку эспрессо или капучино в кафе быстрого обслуживания, по мере того как представители среднего класса все больше адаптируются к привычкам и вкусам Запада.

В результате, по официальным данным, объем потребления кофе в стране возрос до 108 000 метрических тонн в 2010 году, увеличившись на 80% за последнее десятилетие.

Иностранные компании сектора общественного питания также замечают растущую склонность индийского среднего класса к посещению ресторанов и кафе. Dunkin's Donuts, подразделение американской компании Dunkin's Brands Inc., в феврале заключила соглашение с индийской компанией Jubilant FoodWorks Ltd. на открытие в Индии 25-30 ресторанов Dunkin's Donuts в течение следующих трех лет.

Starbucks в Индии столкнется и с другими конкурентами. Cafe Coffee Day, подразделение Amalgamated Bean Coffee Trading Co., принадлежит крупнейшая сеть кофеен в Индии. Другие конкуренты, такие как сеть эспрессо-баров Barista Lavazza, принадлежащая Luigi Lavazza SpA, и кофейни Costa Coffee, принадлежащие Whitbread PLC, также начали успешно осваивать индийский рынок.

Starbucks настроен достаточно оптимистично в отношении своих перспектив в Индии. Во время подписания в январе первоначального соглашения с Tata Coffee на поставку и обжарку кофейных зерен высших сортов в Индии, председатель компании Говард Шульц отметил, что Индия сможет в один прекрасный день составить конкуренцию Китаю. Тогда компании также сообщили о намерении совместно изучить возможности открытия сети кофеен Starbucks в Индии.

После сообщения о возможной сделке в понедельник акции Tata Coffee взлетели в цене на 11% до 890,35 индийской рупии (18,15 доллара США) на Бомбейской фондовой бирже.

Химани Сингх, аналитик по сектору потребительских товаров в брокерской фирме Elara Securities Pvt. Ltd. в Мумбаи, указал, что хотя акции и демонстрируют динамику лучше рынка в ожидании долгосрочных заказов Starbucks на поставку продуктов в сеть кофеен, еще рано оценивать пользу от сделки для компании.

Другой местный аналитик отметил, что индийские законы, ограничивающие частную собственность иностранных компаний, могут представлять для Starbucks определенные трудности.

Но Салони Нангья, старший вице-президент консалтинговой группы Technopak Advisors, заверил, что, несмотря на наличие в Индии 2000 кофеен, рынок еще может принять новых игроков.