Стоит ли отдавать украинский сланец российской ТНК-BP

Победа российской ТНК-BP в конкурсе на разработку Юзовского месторождения сланцевого газа может привести к тому, что его добыча в Украине никогда не начнется

23 февраля Украина объявила конкурсы на заключение соглашений о разделе продукции — углеводородов, которые будут добываться в пределах Юзовской и Олесской площадей. Заявки на участие в них принимаются до 23 апреля включительно. Затем, до конца мая будет назван победитель конкурса, который и будет совместно с украинским партнером разрабатывать месторождение.

На Юзовское месторождение, которое находится на территории Харьковской и Донецкой областей, претендует несколько компаний. Уже известно, что вслед за компанией Shell заявку на участие в конкурсе подала ТНК-BP.

Вчера в Украине побывал исполнительный директор "ТНК-ВР Менеджмент" Герман Хан, который провел встречу с министром экономики Украины Петром Порошенко, первым вице-премьером Валерием Хорошковским, министром энергетики и угольной промышленности Юрием Бойко. "У меня были встречи с Порошенко, с господином Хорошковским и нашим давним традиционным партнером Бойко", — сообщил Хан на встрече с журналистами.

По словам Хана, в ходе встречи обсуждались вопросы нефтепереработки в Украине и проведение конкурса на СРП по Юзовской площади.

"Мне было интересно узнать, какие приоритеты ставит государство перед участниками конкурса", — уточнил Хан.

Также Хан сообщил, что заявка на участие в конкурсе оформлена от специально созданного в Украине подразделения — "ТНК-ВР Разведка и Добыча. Украина".

То, что новое предприятие не соответствует критериям конкурса, Хана не смущает, поскольку, по его словам, гарантии будет давать материнская компания.

Почему British Petroleum украинский сланец неинтересен

Вчера в первой половине дня пресс-служба компании сообщила, что еще в конце марта президент "ВР Россия" Джереми Хак, перед своим возвращением на работу в штаб-квартиру компании в Лондоне, направил первому вице-премьеру Валерию Хорошковскому письмо, в котором заверил о готовности British Petroleum поделиться с ТНК-ВР необходимыми технологиями для добычи сланцевого газа.

"ВР поддерживает участие ТНК-ВР в конкурсе. Согласно существующей договоренности, ВР будет стремиться поддерживать инновационные и технологические программы, используемые ТНК-ВР с целью оптимальной разведки и добычи потенциальных источников газа в Украине", — процитировала пресс-служба компании письмо Джереми Хака.

Однако это письмо можно воспринимать по-разному.

По идее, оно для украинских властей должно служить подтверждением того, что претендент на разработку сланцевых месторождений имеет доступ к соответствующим технологиям, а может — как официальное уведомление от British Petroleum о том, что она умывает руки от этого проекта и он является прерогативой российской ТНК-BP.

То, что British Petroleum не очень заинтересована в разработке украинских сланцев, легко объяснить.

Сейчас в США из-за сланцевой революции есть избыток газа, и его стоимость упала до $80 за 1 тыс. куб. м. Поэтому американские компании усиленно строят транспортную инфраструктуру, которая позволит им наладить сбыт сжиженного газа в Азию и Европу. Украинский сланцевый газ, таким образом, может быть для компании прямым конкурентом.

Тем более что наша страна обладает мощной транспортной инфраструктурой в лице ГТС, которая идет в Европу.

Возможно, что в British Petroleum еще толком не определились, кто и как будет заниматься проектами по "украинскому сланцу".

В конце марта, в частности, вице-президент ТНК-ВР по международным проектам и геологоразведочным работам Кристофер Инчкомб заявил о существующих рисках проекта — налоговому и технологическому: "По моему мнению, налоговыми рисками будет заниматься украинский партнер, а мы сможем сосредоточиться на управлении технологической частью. Мы знаем, как это делать".

Это утверждение противоречит письму, написанному на имя первого вице-премьера, поскольку нынешним письмом на имя Валерия Хорошковского компания сообщает украинскому правительству, что проект полностью будет в ведении российской компании ТНК-BP, а материнская British Petroleum передаст ей соответствующие технологии.

В мире новыми технологиями по добыче сланцевого газа с помощью гидроразрыва пластов владеет всего с десяток американских компаний. Опыт самой BP в этом вопросе неоспорим — в США она сейчас ежегодно добывает около 18 млрд. кубометров нетрадиционного газа. Из них 8 млрд. — газ плотных песчаников, еще 8 млрд. — сланцевый газ, 2 млрд. — метан угольных пластов.

Чем российской ТНК-BP украинский сланец интересен

А вот у российской ТНК-BP реального опыта нет, зато есть политические риски. Для россиян наш сланцевый газ несет потенциальную угрозу.

Ведь на сегодняшний день Украина является крупнейшим потребителей газпромовского газа. И при нынешней вертикали российской власти нельзя исключать ее политического влияния на деятельность любой российской компании, хоть с иностранными инвестициями, хоть без. ТНК-ВР уверяет, что готова вложить $7 млрд в течение 30 лет в добычу нетрадиционного газа в Украине.

Сложно сказать, много это или мало, но однозначно — долго. Кроме того, у нас есть непростой опыт работы этой компании в Украине. Если посмотреть на ее отношение к другому украинскому активу — Лисичанскому НПЗ, то становится понятно, что с ней нужно быть осмотрительным.

10 лет деятельности

Эта компания в 2000 году пришла как иностранный инвестор на крупнейший украинский нефтеперерабатывающий завод. При изначальной мощности в 16 млн. тонн переработки нефти в лучшие годы на этом заводе перерабатывалось около 5 млн. тонн.

За десять лет работы ТНК-BP не провела необходимых технологических совершенствований на предприятии для увеличения глубины переработки нефти и повышения качества топлива, и в конце концов остановила его. Чем внесла еще один дополнительный градус напряженности в и так непростую ситуацию на топливном рынке Украины.

Не говоря уже о социальных последствиях — в Лисичанске остановилось последнее работающее предприятие.

Компания, фактически, заморозила свой актив из-за того, что он недостаточно эффективен, предпочтя перерабатывать свою нефть на более модернизированных российских и других заводах. Хотя у нее было достаточно времени, чтобы модернизировать Лисичанский НПЗ.

Что касается компании Shell, то она уже давно, но безуспешно пытается зайти на газовый рынок Украины. Еще в 2006 году она подписала рамочное соглашение в "Укргаздобычей". Тогда же было создано подразделение по сбыту газа.

По словам председателя Госгеонедр Эдуарда Ставицкого, Shell в случае победы в конкурсе обещает в ближайшие три года вложить в освоение несколько миллиардов долларов. Разница между обещаниями двух претендентов в сроках очень существенная. Поэтому Украине предстоит выбирать — собственный газ в ближайшее время или через 30 лет.