Страна без мира: Почему перемирие в Сирии не остановит войну

Перемирие в Сирии, выгодное как международным посредникам, так и силам внутри страны, не остановит войну
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

После того как 27 февраля стороны конфликта в Сирии и международные посредники установили режим прекращения огня, по свидетельствам прозападной оппозиции, российская авиация нанесла удар по городу Теир-Мала. На видео обстрела видно, как позже туда прилетают боевые вертолеты режима Башара Асада и выпускают ракеты по жилым кварталам.

В Москве и Дамаске заявили, что видео — подлог, а повстанцы сами несколько раз обстреляли позиции правительственных сил, в том числе более ста человек проникли на территорию Сирии с севера при поддержке турецкой артиллерии.

В свою очередь американское командование лишь выразило обеспокоенность и заявило о намерении расследовать все случаи нарушения режима тишины.

Как видим, договор о перемирии, подписанный в Германии, уже перестал быть актуальным. Это и неудивительно, ведь изначально эксперты в один голос заявляли, что он нужен лишь международным посредникам. "Документ подписали не все стороны конфликта. Кроме того, как можно проконтролировать его выполнение в стране, куда уже много лет не допускаются международные наблюдатели?" — комментирует ситуацию Delo.UA Джозеф Джоф, профессор политики Стэндфордского Университета. По его мнению, перемирие в Сирии не станет поводом для остановки боевых действий, хотя стороны временно и могут "заморозить" конфликт, получив небольшую передышку. "Про решение конфликта, от которого уже погибло 250 тыс. человек, а 11 млн стали беженцами, никто и не говорит. Просто стороны разыгрывают большую политическую игру как в середине Сирии, так и далеко за ее пределами", — уверяет эксперт.

С другой стороны, пока главные государства мира не договорятся, решить этот конфликт вообще невозможно. Только ООН может санкционировать полномасштабную миротворческую операцию, а для этого нужно согласие всех членов Совета Безопасности. Кроме того, пока Россия активно поддерживает режим Башара Асада, давление Запада и санкции против официальных властей Сирии бессильны.

И пока ситуация остается неизменной, силы ИГИЛ только растут: уже никто не скрывает, что российская поддержка в большей мере направлена против прозападной коалиции, воюющей против Дамаска, а исламисты, находясь в определенном вакууме, могут спокойно закрепляться на территории Сирии и Ирака. По данным The Economist, в настоящее время террористы контролируют территорию, на которой проживает более 6 млн человек, постепенно создавая на ней органы "государственного управления", потому победить террористов со временем становится все сложнее.

Потому подобные перемирия приведут лишь к тому, что мир забудет об этом конфликте на несколько месяцев или недель. Но это не решит проблемы, а лишь заморозит их на какое-то время. Боевые действия будут продолжаться, а люди — гибнуть.

Внутри Сирии

Одним из главных "двигателей" перемирия был Башар Асад. Для него важно закрепить успехи своей армии, которая начала наступление под Алеппо. Этого бы не случилось, если бы российские самолеты постоянно не бомбили позиции повстанцев, которых в Москве называют боевиками. Асад уже поспешил заявить, что готов воевать до победного конца. Кроме того, правительство Сирии уже не находится в столь плачевном состоянии, как год назад, и потому война складывается в его пользу. Тем более, что западные страны ослабили свою помощь оппозиции. "Многие уже начинают думать, что для прекращения войны нужно будет сохранить Асада на троне, раз уж он так упорно отказывается идти в отставку", — поясняет Delo.UA Омар Ошур из Institute of Arab and Islamic Studies. Именно поэтому ему нужно показать, что он хочет установить мир, и перемирие, которое никто не будет соблюдать, подходит для этого как нельзя лучше.

Но Асад также понимает, что нельзя перегибать палку, так как дальнейшая эскалация конфликта сделает угрозу турецкого вторжения в Сирию реальной. Без санкции НАТО Турция не решится массово применять свою авиацию и артиллерию против Башара Асада. Тем более что в последние месяцы Анкара была сосредоточена на бомбардировках позиций курдов в Ираке и потому не обращала больше внимание на конфликт у своих границ. Теперь же Турция, по данным НАТО, уже сосредоточила там более 50 тыс. солдат. Официально это делается для того, чтобы обезопасить свою территорию от террористов. Но эти войска вполне могут вторгнуться в Сирию, если правительственные солдаты разобьют оппозицию.

Наконец, в Дамаске понимают, что время играет против прозападных оппозиционеров, которые разделены на множество групп и сражаются между собой за сферы влияния. Потому у Вашингтона и Брюсселя все меньше ясности, кого из них нужно поддерживать и кто в случае победы будет строить демократию в Сирии, а не очередной халифат. Башар Асад уже пережил самые опасные времена в 2011-2012 годах, когда после применения им химического оружия в США серьезно считали, что нужно вмешаться в конфликт. Теперь это в прошлом, и Дамаск может подождать, пока оппозиция сама развалится. Тем более что русские самолеты могут не переставать бомбить ее позиции и заявлять, что там укрылись бойцы ИГИЛ.

Сама же оппозиция не имеет другой возможности, кроме как подписать договор о перемирии, но не выполнять его. К подписанию ее толкают зарубежные доноры, и в Сирии понимают, что не могут вести войну, если лишатся поддержки ЕС и США — только за последние четыре года она официально получила от Запада более $6,8 млрд. C другой стороны, если они не будут защищаться, то правительственные войска быстро оттеснят их к турецкой границе.

Большая игра

Мировое сообщество также заинтересовано в том, чтобы договор о перемирии был подписан. Будет ли он соблюдаться — другой вопрос.

Для США этот документ дает возможность провести президентские выборы в более спокойной обстановке. Дело в том, что сейчас Барака Обаму политические конкуренты напрямую обвиняют в доведении войны в Сирии до теперешнего состояния. Многие считают, что если бы США вмешались в конфликт, то он бы уже завершился и обошлось бы без таких огромных жертв. Мало кто помнит, что тогда более 52% американцев, по опросам канала NBC, были против любого вторжения. Сейчас демократам важно показать, что мирный процесс идет. Для их кандидатов возобновление войны в Сирии может стать причиной поражения в ходе предвыборной гонки.

Европе необходимо поддерживать видимость мирного процесса, чтобы оставаться в обойме мировых лидеров. Слишком много экспертов говорят, что мирные переговоры по Сирии не приносят никакого результата. Теперь результат есть, хотя только лишь на бумаге.

Наконец, России также нужна некоторая передышка. "Пока у Москвы не вышло привлечь Вашингтон и Брюссель в ряды своих союзников в войне с ИГИЛ, а обострение конфликта с Турцией только навредило и так провальному образу России в мире", — говорит Дениэл Сервер из Johns Hopkins School of Advanced International Studies. По его словам, сейчас Москва укрепила позиции Асада и может позволить себе хотя бы имитацию мирных переговоров.

Конечно, ни одна из сторон не надеется, что боевые действия реально остановятся. Главное — создать видимость, ослабить напор беженцев в ЕС и показать, что процесс движется.