Почему пустует автовокзал на "Теремках"

8 декабря 2016 года мэр Киева Виталий Кличко торжественно открыл новую автостанцию "Теремки". Однако вместо запланированных 200 рейсов и 8,5 тыс. пассажиров ежедневно автостанция сейчас обслуживает 5 рейсов в южном направлении. Delo.UA решило узнать, почему местным властям и владельцу новой автостанции не удалось реализовать столь амбициозный проект по выводу всех автостанций за Окружную

Строительство автовокзала на Большой Окружной в Киеве началось еще в 1991 году.

"Это была советская традиция. Тогда автовокзалы было принято выносить за пределы города. Считалось, что таким образом уменьшается поток автомобилей в центре города", — поясняет эксперт Александр Кава.

Однако тогда достроить автовокзал не успели и со временем о нем забыли на целых 15 лет, пока в 2006 году Фонд госимущества признал недостроенное здание объектом незавершенного строительства, не подлежащим приватизации.

Но уже через год Киевсовет продал земельный участок под автовокзалом фирме "Торговый дом "Феникс" за 28 млн грн, который в свою очередь передал участок Родовид Банку под залог кредита в размере 38,76 млн грн. Но когда подошел срок возвращения займа, средств у "Феникса" не оказалось. Поэтому в начале 2008 года участок с объектом незавершенного строительства купила фирма "Мегаполисжилстрой", связанная с бизнесменом Дмитрием Фирташем.

Однако в 2011 году Хозяйственный суд Киева признал незаконной продажу Киевсоветом крупного земельного участка на окраине столицы и обязал владельца земли, фирму "Мегаполисжитлобуд", вернуть землю государству. Тогда поясняли, что закон запрещает продажу земельных участков, где находятся государственные объекты незавершенного строительства. К последним и принадлежал недостроенный автовокзал "Теремки".

Однако суд удовлетворил ходатайство лишь частично — землю вернули городу, но само здание осталось в собственности компании "Мегаполисжитлобуд". Она и продолжила строительство автовокзала, который обошелся застройщику в 40 млн грн.

Кроме автовокзала компания "Мегаполисжитлобуд" планировала построить огромный ТРЦ Respublika площадью почти 300 тыс. кв. метров. Также в этом районе предусматривали строительство дорожной развязки, двух станций метро и нового микрорайона на 50 тыс. жителей.

Открыть автовокзал планировали в ноябре 2013 года, но не успели сделать это вовремя из-за политической ситуации в стране, хотя само здание уже было построено. Тогда же в период Евромайдана было заморожено и строительство ТРЦ "Республика".

Автостанцией пытались рассчитаться за долевое участие ТРЦ "Республика"

При мэре Виталии Кличко на Крещатике, 36 несколько раз возвращались к вопросу автовокзала на Теремках. 9 декабря 2014 года Киевсовет решил принять автовокзал в коммунальную собственность. Объект должны были закрепить за КП "Киевпастранс". За это город предлагал уменьшить размер паевого участия для компании "Мегаполисжитлобуд". При этом конкретной суммы не указано: это должна была сделать "Киевэкспертиза".

Важную роль в этом проекте должно было сыграть закрытие других автовокзалов в столице, которые принадлежат ГП "Киевпассервис". Сейчас ему в Киеве принадлежит 6 автостанций в разных районах города — "Дачная", "Полесье", "Дарница", "Подол", "Южная" и Центральный автовокзал "Киев" на Демеевской площади. Даже был составлен график закрытия этих автовокзалов. Так, в этом году планировали закрыть автостанции "Подол", "Южная" и "Автовокзал "Киев". А в 2018-2019 гг. думали закрыть автостанции "Дарница" и "Дачная".

Но никто не сообщал, как местные власти смогли бы повлиять на закрытие государственных автостанций.

В самом "Киевпассервисе" отрицают закрытие автостанций, так как власти столицы владеют только землей, а не зданиями. "Город не имеет никакого отношения к нам. Мы сейчас на балансе Фонда госимущества. Также мы вовремя платим арендную плату за землю, где находятся наши автовокзалы", — сообщили Delo.UA в "Киевпассервисе".

К тому же за полтора года автовокзал "Теремки" так и не был взят на баланс города. А 23 декабря 2014 года КГГА своим распоряжением принял в собственность города не здание автовокзала, а внешние канализационные сети, построенные компанией "Мегаполисжитлобуд". Их оценили в 18 млн грн. Владельцем сетей должна была стать коммунальная компания "Киевводоканал".

Таким образом, за автовокзал застройщик должен был заплатить 38 млн грн (сума долевого участия строительстве ТРЦ "Республика" составила 56 млн грн). Согласно договору "Мегаполисжитлобуда" с КГГА, подписанному 16 ноября 2015 году, деньги компания должна внести в бюджет Киева до 28 марта 2022 года по следующей схеме:

- по 40 тыс. грн каждый месяц с сентября 2017 года по февраль 2022 года;

- 36 млн грн до 28 марта 2022 года.

14 июля 2016 года Киевсовет решил окончательно отменить передачу вокзала в коммунальную собственность.

"Автостанция "Теремки" будет находиться в частной собственности. Такая схема для города более выгодна — мы не будем тратить средства на обустройство автовокзала и оплату труда персонала. Также, по моим подсчетам, ежегодно в бюджет города поступать около 200 тыс. грн в виде налогов на землю и налогов на предпринимательскую деятельность", — пояснил экс-директор Департамента транспортной инфраструктуры Сергей Майзель.

Пустующие залы автостанции "Теремки". Фото: Т.Довгань

Вместе с тем столичные депутаты разрешили открыть автостанцию "Теремки", которая на тот момент находилась в собственности "Дорожна карта". Эта компания получила земельный участок под автостанцией в аренду на 10 лет. "Дорожна карта" через кипрские офшоры может быть связана с бизнесменом Андреем Веревским.

Согласно данным YouControl, конечным бенефициарным собственником ООО "Дорожна карта" (ЕГРПОУ 39968334) является компания "Кампиако Лимитед", зарегистрированная в городе Никосия на Кипре. Основатель компании — Терапон Теодосиоу. Он же является основателем кипрской компании "Трелок холдингс лимитед", которая является конечным бенефициарным собственником компании "Спортбизелект" (ЕГРПОУ 38704800). Среди собственников этой компании также числится кипрская "КДДЮА ДЕВЕЛОПМЕНТ ГРУП ЛТД", которая является "дочкой" компании Kyiv Donbas Development Group, зарегистрированной в 1994 году в Нидерландах. До 2011 года компанией владели братья Константиновские со своими партнерами, но шесть лет назад ее купил глава агрохолдинга Kernel Андрей Веревский. Его компания Groumon Development Ltd, зарегистрированная на Кипре, приобрела 68,2% акций KDD за $16 млн осенью 2011 года.

Однако в "Дорожной карте" отрицают возможную связь с владельцем агрохолдинга.

"Я никогда не слышал о таком человеке. Полтора года назад наше ООО выкупило автовокзал в "Мегаполисжитлобуд", однако полных подробностей сделки я не знаю. Я работаю здесь недавно", — сказал Delo.UA директор автостанции "Теремки" Александр Колосовский.

Что сейчас происходит

Автостанция официально была открыта 8 декабря 2016 года. Ожидалось, что каждый день станция "Теремки" будет обслуживать 8,5 тысяч пассажиров. Однако сейчас автостанция обслуживает всего лишь 5 рейсов в южном направлении — Николаев, Кропивницкий, Умань, Измаил и Одесса.

По словам Александра Колосовского, уже ведутся переговоры с перевозчиками по организации рейсов в Черкассы, Харьков, Чернигов. Кроме этого, через автостанцию проходит транзитом международный рейс Житомир — Москва.

"Мы планируем еще несколько транзитных рейсов, среди которых Тернополь — Минск. В работе также несколько договоров о рейсах в таких направлениях, как страны Балтии, Беларусь, Молдова, Польша, Германия, Испания и Греция. В Грецию планируется 3 рейса в месяц, которые будут проходить через Измаил и Молдову. На переформатирование маршрутов необходимо полгода", — говорит директор автовокзала.

Однако автоперевозчики не очень спешат на новый автовокзал. "У нас есть представительство на Теремках. Мы начали переговоры о перенесении наших маршрутов на станцию. Однако мы пока не готовы сказать, что это будут за маршруты и когда это произойдет", — сообщили Delo.UA в компании Gunsel.

То же самое заявили и в компании Ecolines: "Мы в первую очередь думаем о комфорте наших пассажиров. Если они решат пользоваться станцией, мы переведем туда свои автобусы".

Пока же перевозчики продолжают пользоваться автостанциями ГП "Киевпассервис". По данным предприятия, каждый день Центральным автовокзалом на Демеевской площади пользуются около 6 тысяч пассажиров в день. Это более 2 млн пассажиров в год.

"Я изначально был очень скептичен относительно автостанции "Теремки", поскольку она находится в очень неудобном для пассажиров месте. Автовокзал должен находится в центре города в максимально удобном месте для пересадки на метро и наземный транспорт", — отмечает Александр Кава.

По его мнению, для того, чтобы на "Теремки" пришли пассажиры, необходимо, чтобы в пешеходной досягаемости была открыта станция метро. Только тогда автостанцию можно будет использовать для международных маршрутов. В то же время из-за своего местоположения автостанция "Теремки" не подходит для дальних внутренних рейсов.

"Для многих жителей Киева туда добираться порядка двух часов. Важно помнить, что инфраструктура должна быть для пассажира, а не пассажир для инфраструктуры, как посчитали ответственные за открытие станции", — отметил Кава.

ФОТО: Татьяна Довгань