Таможня активизировала борьбу с контрабандными схемами

Объем импорта сократился на 19% по количеству и на треть — по стоимости, таможня обвиняет в этом "уклонистов" и усиливает борьбу с занижением таможенной стоимости

Таможенные платежи обеспечивают около трети налоговых поступлений в бюджет, при том что импорт по объему сократился с начала года на 19%, а по стоимости — на треть. Об этом сообщила замдиректора департамента администрирования таможенных платежей таможенной службы Людмила Чикирис.

"Это не позитивный показатель, это беда", — добавила таможенница.

По ее словам, основная проблема в занижении таможенной стоимости, с которой ее департамент систематически пытается бороться. "При этом нужно находить ту грань, чтобы своими действиями не нарушать интересы субъектов внешнеэкономической деятельности", — сетует Чикирис.

Стоит отметить, что конфликты бизнеса и таможни в вопросах таможенной стоимости ввозимых товаров это больная тема уже давно. Таможенники жалуются на "уклонистов", а бизнес — на то, что таможня заставляет платить повышенные ввозные пошлины.

По данным, представленным Андреем Поповым, директором по развитию Kreston GCG, 87% товара оформляется по контрактной стоимости. "Но время от времени у таможенников возникают сомнения и тогда применяются второстепенные методы контроля", — говорит он.

Чикирис утверждает, что Таможенный кодекс предусматривает различные инструменты контроля цен, но они не развиваются. В частности может использоваться информация о ценах профильных ассоциаций и биржевые котировки.

Одним из механизмов контроля, которые начала использовать Таможенная служба, стала работа с таможенными администрациями стран-экспортеров, из которых ввозится товар. Так, по словам таможенницы, в этом году таможня отправила 270 запросов о таможенной стоимости товара и получила 170 ответов. При этом лишь в 10% случаев оказывалось, что сведения о ценах были искажены, а документы в той или иной степени сфальсифицированы.

Такую же долю нарушений показывают ответы из Госвнешинформа, к которому также обращаются за подтверждением цены. "Мы выступаем третьей стороной между таможенными органами и бизнесом и наша задача — отвечать об уровне соответствия цен, указанных в договорах ВЭД. Практика показывает, что в основной массе таможня принимает ту цену, которую мы нашли", — рассказывает Валентин Завгороднев, начальник управления исследований Госвнешинформа.

Он также отметил, что за последние два месяца обращения о подтверждении цен выросли. Это говорит о том, что таможня рьяно взялась за закрытие дыр и контрабандных схем, но страдают от этого все импортеры.

При этом Завгороднев подчеркивает, что завышение таможенной стоимости на основе сопоставимых операций со стороны госорганов не всегда оправдано: "Хочу сказать, что в моей практике не было ни одного контракта, который был бы похож на другой. Везде есть свои нюансы".