The Economist: Днепропетровск сдерживает войну, пока Киев готовится к выборам

Насилие в восточной Украине идет на убыль (в данный период времени), и внимание переключилось на послевоенные контуры страны

Правительство в Киеве и сепаратисты заявляют о выводе тяжелого вооружения, в рамках договора от 20 сентября о создании 30 километровой (19 миль) буферной зоны, хотя в некоторых местах столкновения продолжаются. Президент Украины Петр Порошенко заявляет о ходе "серьезной работы" по созданию оборонной линии вокруг контролируемой боевиками территории. Независимо от ее окончательной формы, Украина получит новых грубых соседей на восточном фланге, — пишет The Economist.

Прямо на запад от Донецка, днепропетровский регион готовится к увеличению проблем, включая бандитизм, похищения людей и террор. Чиновники Днепропетровска в последние месяцы сталкивались с покушениями от рук "ликвидационных групп" из Донбасса, а преступники начали прибывать под видом беженцев. Борис Филатов, заместитель губернатора Днепропетровска, с беспокойством говорит о "сомалийском сценарии", согласно которому Донбасс превращается в полосу неуправляемой территории, ставшей пристанищем для бандитов; они проникают в остальную часть Украины с целью мародерства, похищений и краж. Еще один тревожный прецедент — отколовшийся молдавский регион Приднестровье, где организованная преступность и коррупция процветают при поддержке России.

По всему Днепропетровску вдоль основных дорог возводят фортификационные сооружения. Наиболее крепкие пропускные пункты составляют команды приблизительно в количестве 20 человек, сети траншей, бункеры и противотанковые барьеры. Любые транспортные средства с донецкими или луганскими номерами подвергаются обыскам вооруженных солдат. И хотя чиновники преуменьшают значение этих мер как средств "контроля", по факту началось строительство новой внутренней границы.

Отражая печальное состояние украинского государства, служба безопасности Днепропетровска была отправлена в частный сектор. Местный бизнес, частные спонсоры и обеспокоенные граждане наполняют казну двух негосударственных благотворительных фондов, один на оборону, а второй на гуманитарные нужды. В то время как администрация области следит за ходом проектов, деньги остаются вне государственных структур, чтобы обойти централизованную, "несправедливую и неэффективную" систему, — говорит другой заместитель губернатора Святослав Олейник. Эта стратегия, однако, рождает опасения по поводу коррупции и командных структур на пропускных пунктах, где стоит плохо координированная смесь добровольческих батальонов, полиции и офицеров службы безопасности.

Над одним новосооруженным бункером на границе с днепропетровским регионом реют два флага: украинский желто-голубой, и красно-черный националистический флаг местного батальона "Сичеслав". Разношерстная команда на службе подчиняется различному командованию, и периодически получает противоречивые приказы. На вопрос о законе Порошенко о "специальном статусе" Донбасса, группа солдат на контрольно-пропускном пункте называют его "предательским". Старый боец по кличке "Дед" спрашивает: "Ради чего умирали наши парни?"

Региональная элита приняла закон, стиснув зубы, — на горьком опыте они знают о бесполезности войны с российской армией. Два списка приклеены на внешних окнах здания днепропетровской администрации, в них 400 имен пропавших и 800 — пленных. В ходе конфликта Днепропетровск нес непропорционально большую долю бремени. "Каждый день мы имеем дело с батальонами, безопасностью, ранеными, убитыми, больными, пленными, похоронами и так далее, в то время как в Киеве просто готовятся к выборам", — заявил Филатов, который недавно сообщил о планах баллотироваться в национальный парламент, как и Олейник. Их босс, губернатор Днепропетровска Игорь Коломойский, начал поддерживать военную подготовку страны на ранней стадии, созывая батальоны волонтеров задолго до того как украинское правительство полномасштабно вовлеклось в войну. Регион пострадал больше многих других в плане количества солдат, раненых и убитых в боевых действиях.

И хотя смертность уменьшилась после перемирия 5 сентября, ей предстоит еще полностью прекратиться. 25 воздушно-десантная бригада Днепропетровска остается в районе Дебальцево, города между Донецком и Луганском, где войска ежедневно обмениваются тяжелым артиллерийским огнем. Местные жители говорят, что перемирие не прекратило бои, не восстановило и водоснабжение, которое перекрыли около месяца назад. Столкновения также происходят возле мариупольского порта и аэропорта Донецка, который все еще контролируется украинскими силами. Это "перемирие только на словах", — заявил Филип Бридлав, верховный главнокомандующий объединенных сил НАТО в Европе. С учетом все еще нависшей угрозы возобновления войны, в Днепропетровске продолжают тренировать и набирать добровольческие батальоны. "Пока киевское правительство собирается с мыслями", — комментирует Филатов, — "у нас нет времени на ожидание".