The Telegraph о российских БТР в Украине и "гуманитарном конвое"

Журналист The Telegraph наблюдал, как сегодня ночью колонна машин, включая БТР и небронированные грузовики, въезжает в Украину с территории России

Ночью в четверг колонна БТР и военных грузовиков пересекла границу России в сторону Украины, таким было первое подтвержденное свидетельство инцидента западными журналистами.

Отдельный, более крупный конвой российских грузовиков в количестве приблизительно 270 машин (Москва настаивает, что они перевозят помощь) в четверг ночью остановился неподалеку от границы, в то же время на востоке Украины впервые обстреливают центр удерживаемого боевиками Донецка, — пишет Роланд Олифант для The Telegraph.

Издание The Telegraph наблюдало, как колонна машин, включая БТР и небронированные грузовики, въезжает в Украину; неясным образом она пересекла границу возле российского города Донецка около 22.00 по местному времени.

Правительства Украины и западных государств давно обвиняют Россию в отправке оружия и людей через границу с целью подогреть сепаратистский мятеж в Донецкой и Луганской областях Украины, но такого инцидента западные журналисты никогда ранее не видели.
Конвой, включающий как минимум 23 машины, ожидал заката возле лагеря беженцев неподалеку от Донецка, прежде чем отправиться через границу, фары не были выключены, не предпринимались и другие попытки скрыть свое местоположение.

Хотя сразу не было понятно, пересек ли этот конвой границу целиком, издание The Telegraph наблюдало значительное количество машин, пересекающих контрольно-пропускной пункт под охраной вооруженных людей, после того как конвой скрылся на узких приграничных проселочных дорогах.

И хотя это не кажется серьезной силой для вторжения, это доказывает, что вооружение переправляют через границу. На БТР не было конкретных опознавательных знаков, но танкеры с топливом и небронированные грузовики конвоя были с черными российскими военными номерами.

Эти БТР, кажется, не были связаны с конвоем российской гуманитарной помощи, который остановился в 20 милях далее на той же дороге.

Россия заявляет о желании предотвратить гуманитарный кризис в восточной Украине, где гражданское население с апреля находится под перекрестным огнем в конфликте между пророссийскими сепаратистами-боевиками и правительственными войсками.

Интенсивный обстрел Луганска и Донецка привел к смерти более 25 людей, за последний день украинские вооруженные силы сообщили о смерти 9 солдат и ранении 18.

Игорь "Стрелок" Гиркин, военный командир боевиков, в четверг ушел со своего поста. Его заменит старший из боевиков, известный только как "Царь".

Сепаратисты — по мнению Украины и НАТО они получают людей и оружие через российскую границу — в последние недели находились в оборонительной позиции. Кроме Гиркина, другой крупный лидер боевиков, Валерий Болотов, вчера ушел со своего поста — как он заявил, по причине ранений.

Президент России Владимир Путин в обращении заявил, что Москва желает "остановить кровопролитие в Украине как можно скорее".

В выступлении в Ялте, на крымском полуострове, который Россия захватила у Украины в марте, Путин добавил, что "с каждым днем ситуация становится все более драматичной. Страна погрузилась в кровавый хаос, братоубийственный конфликт". Он подчеркнул, что россияне должны избегать отчуждения с Западом из-за Украины и "строить свою страну, а не ограждать ее от внешнего мира".

Киев считает призывы Москвы к миру глубоко лицемерными, он с подозрением относится к конвою с гуманитарной помощью; по его мнению, конвой может быть скрытым вторжением, или, как минимум, попыткой Москвы остановить украинское наступление на оплот боевиков.

Конвой российской помощи предназначен для Луганска, наиболее пострадавшего города, где жители остаются без электричества и воды вот уже несколько недель, дома разрушены артиллерийским обстрелом и минометным огнем, а продовольственные запасы истощаются.

По предварительному соглашению двух стран, заключенному в начале этой недели, предполагалось, что гуманитарная помощь будет направлена в Украину через приграничный пункт возле Харькова, на северо-востоке страны, за пределами зоны конфликта.

Международный Комитет Красного Креста (МККК) согласился помочь с передачей и, возможно, предоставить транспорт для перевозки груза по территории Украины.

Однако это соглашение провалилось на фоне серьезных взаимных обвинений, прозвучавших в среду, и в четверг конвой отправился на юг в Каменск-Шахтинский, возле части украинской границы с Россией, которую контролируют боевики.

МККК заявил, что не намерен способствовать конвою, если Россия решит отправить грузовики в Украину без разрешения. "Переговоры двух сторон продолжаются, но мы не можем помочь, если они не договорятся", — сообщила пресс-секретарь Виктория Зотикова.

Лоран Корбаз, глава подразделения по работе с Европой и Центральной Азией, в пятницу приедет в Киев, а в начале следующей недели — в Москву, чтобы провести переговоры о конвое.

Некоторое время в четверг казалось, будто Владимир Путин вознамерился послать гуманитарную миссию через границу, несмотря на возражения Украины.

После выезда из Воронежа конвой из 270 грузовиков направился на юг, в сторону Ростова-на-Дону — крупного города, который может служить очередным промежуточным пунктом.

Но на полпути огромная колонна выкрашенных в белый цвет грузовиков и сопровождающего транспорта повернула на запад в сторону приграничного города Донецка (не путать с одноименным украинским городом), где украинская армия потеряла контроль над границей и территорией управляют боевики.

В удушающем облаке пыли белые грузовики съехали с дороги и загромоздили колоннами выжженную местность.

Водители, облаченные в формы цвета хаки без опознавательных знаков, бейсболки, футболки и брюки, вышли из кабин и отправились в импровизированный душ, устроенный солдатами соседней военной базы.

Луганск находился всего в нескольких часах езды. Не было причин, по которым грузовики не могли ехать дальше. Сопровождала конвой военная полиция, два военных вертолета и несколько грузовиков без опознавательных знаков с черными номерами российского министерства обороны. Но вместо этого грузовики остановились на военной базе ориентировочно в 30 милях от границы.

"Вчера мы не поехали в Харьков, украинцы бы нас не пропустили", — сказал один мужчина в очках, облаченный в хаки, он разговаривал с офицером десантником с базы. "Мы едем, куда нам скажут, чтобы доставить эту помощь".

Водители, с которыми говорило издание The Telegraph, сообщали, что не представляют, куда их пошлют дальше.

Ни мужчина в бежевой форме, ни солдаты, не пытались препятствовать журналистам, которые бродили вокруг, когда остановились грузовики.

Во всяком случае, они стремились продемонстрировать свой груз, явно в попытке развеять обвинения некоторых украинских чиновников, что конвой может содержать что-то неблагоприятное.

В двух грузовиках, выбранных The Telegraph наугад, были мешки с гречкой и картонные ящики, наполненные спальными мешками — Россия настаивала, что именно эту помощь она отправляет через границу.

Но хотя на виду оружия не было, у миссии отчетливо военный запах.

Водители в хаки — гладко выбритые мужчины в призывном возрасте, они ведут изначально зеленые армейские грузовики, спешно окрашенные в белый цвет. Как минимум один из них был с хорошо различимой татуировкой, обычно относящейся к вооруженным силам.