Томенко: Минкультуры во главе музеев ставит людей, как в бизнесе, — на "тему"

Заместитель главы Верховной Рады Николай Томенко рассказал об особенностях кадровой политики нынешней власти на примере объектов национального и мирового культурного наследия
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Что на самом деле происходит в Лавре?

Последние несколько лет в Киево-Печерской Лавре идут два параллельных процесса. Первый — это серьезная коммерциализация самой церкви и тех людей, которые занимаются проблемами Лавры. Если вы вспомните, то в прошлом году готовилась такая основа, что строительство и реконструкцию объектов должна производить церковь.

Как церковь может заниматься реконструкцией объектов мирового наследия?

Очень показательный пример такой политики был несколько лет назад, когда въездные ворота в Лавру ХІХ столетия были снесены по распоряжению церковных руководителей Киево-Печерской Лавры. Сотрудники нам рассказали, что священники начали строительство там отелей, офисов, приемных и всего, чего угодно, а фуры со строительным материалом просто не могли заехать на территорию и священники решили поломать ворота.

Вторая тенденция имеет, я так полагаю, также коммерческий характер?

А вторая тенденция — это коммерциализация самой музейной составляющей. На сегодняшний день на должности назначаются люди, которые зарабатывают деньги, а не занимаются просвещением. Я могу привести примеры такого явления не только в Киеве, а и по всей стране: Бахчисарай, Воронцовский дворец, Алупкинский дворцово-парковый музей и много других.

То есть на любой резонансный объект приходят люди, которые не имеют никакого отношения к музейной деятельности и даже не понимают, что такое музейная деятельность. Случай с коррупционным скандалом между Лиснычой и Прокаевой лишь подтверждает мои слова.

Но отбор кандидатур на такие ответственные должности должен происходить по профессиональным критериям?

Министерство культуры прекрасно знает, что они ставят человека, как в бизнесе, — "на тему". Это значит, что вы платите за должность, а потом каждый месяц приносите определенное количество денег. Бывает, что министру говорят, кого и куда нужно назначить.

А как на музеях можно зарабатывать?

Страшно не потому, что они зарабатывают там деньги, а потому что ценой заработка может быть архитектурное сооружение или земельная территория. Например, в случае со скандалами вокруг Киевской крепости абсолютно ясно, что речь идет о земле. Там территория с каждым годом теперь будет уменьшаться в пользу коммерческого строительства.

Что вы скажете по поводу недавнего назначения Любомира Михайлины на руководящую должность?

Я считаю, пример Киево-Печерской Лавры показывает, что ученые, общественные деятели, специалисты музейного дела должны вернуться не только в этот заповедник, а и, например, в Национальный заповедник "Переяслав" и другие объекты. Я считаю, что на таких должностях должны быть люди фантастически высокого морального и духовного уровня с безупречным авторитетом.

Специалисты и музейное сообщество достаточно высоко оценивают профессиональные и управленческие качества Любомира Михайлины. Он много сделал для возрождения и популяризации Национального заповедника "Хотынская крепость".