Три камня преткновения в новом порядке размещения рекламы в Киеве

Столичные власти разработали новый порядок размещения рекламы в столице. С одной стороны, усложнились правила для работы операторов наружки, с другой — власть пытается очистить город от визуального мусора и предотвратить нарушения

Не секрет, что реклама в Киеве является одним из основных раздражителей для горожан — она закрывает архитектуру, оказывает постоянное информационное давление и отвлекает водителей. После появления сервиса подачи петиций Киевсовету на сайте сразу же появилось несколько предложений по сокращению количества наружной рекламы как в центре города, так и по всему Киеву. Это совпало с представлением проекта распоряжения "Об упорядочении размещения рекламы в г. Киеве", который должен был ввести четкие и понятные правила игры в этой сфере. В результате документом остались недовольны представители рекламного бизнеса, которые отмечают, что новые правила "зарегулируют" рынок, а операторы "наружки" потеряют доход.

По словам директора КП "Киевреклама" Натальи Гончаровой, в новом порядке есть три ключевых момента, которые в случае утверждения повлияют на развитие рынка.

Во-первых, были усовершенствованы требования к дистанциям между рекламными конструкциями. Например, в действующем Порядке прописано, что носители площадью до 8 кв. м должны размещаться не ближе 50 м от других рекламных средств, а более крупных форматов — не ближе 100 м. Теперь же расстояния предлагается существенно увеличить. "Таким образом предполагается, что носители будут располагаться реже, и их станет меньше", — пояснила Гончарова.

Логично, что такое изменение сократит количество рекламных конструкций на улицах. Но власти столицы и ранее декларировали свои планы об уменьшении количества рекламы в городе. При этом указывалось, что поступлениям в бюджет это не навредит, даже наоборот, поскольку параллельно будут повышаться тарифы на размещение рекламы.

В свою очередь, в Ассоциации наружной рекламы выступают против таких нововведений и считают, что это не решит проблему. "Нормы по расстоянию должны быть экономически просчитаны и обсуждены, нельзя вот так вот "с кандачка" самостоятельно это решать. Нужно понять, что за счет увеличения расстояния никогда не произойдет сокращения количества конструкций. Нормы по расстоянию существуют с 2012 года, разве с того времени что-то сократилось?" — категорически заявила глава Ассоциации наружной рекламы Оксана Полищук.

По ее мнению, город должен разработать Схему размещения рекламных конструкций с четкой привязкой к месту, как это сделано в европейских городах. В "Киеврекламе" же отмечают, что схема будет разработана, но это займет определенное время. Пока же, утверждает Гончарова, заметного уменьшения рекламы не произойдет, пока не истечет срок действующих документов, ждать придется пять лет.

Во-вторых, новый документ вводит ограничения, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, поскольку сейчас мы видим множество злоупотреблений при установке конструкций возле дорог. Не секрет, что зачастую они ограничивают видимость, перекрывают светофоры и дорожные знаки, светодиодные экраны ослепляют и отвлекают водителей в темное время суток. Кроме того, согласно новым требованиям, бетонный фундамент конструкции должен быть закопан до уровня грунта или газона, что улучшит внешний вид носителя. С другой стороны, для этого собственникам конструкций нужно будет получить дополнительные разрешения в случае, если под местом установки проложены коммуникации, что не очень удобно для операторов наружной рекламы.

"Изменения в части разрешительно-согласовательной процедуры усложнят процесс оформления документов — появятся дополнительные согласования. Например, когда мы приходим продлевать разрешение, власть хочет, чтобы оператор принес вывод эксперта о том, что конструкция соответствует техническим нормам и правилам. Этот вывод стоит около 1 тыс. грн и дополнительного времени. По закону ответственность за конструкцию несет ее собственник, а не власть,но власти он (вывод эксперта — Ред.) нужен для того, чтобы прикрыться им перед общественностью, если какая-то конструкция упадет. Кроме того, вывод выдается на год, и власть соответственно продлевает разрешение на год, а не на пять лет (это максимальный срок продления разрешения — ред.)", — посетовала глава Ассоциации наружной рекламы.

Также рекламу нельзя будет размещать на пешеходных и велодорожках, аллеях, в парках и скверах. Новый порядок также запрещает перетяжки над дорогами.

В-третьих, будет изменена система начисления платы за аренду места для размещения рекламных конструкций. Согласно проекту Порядка, плата будет начисляться, исходя из площади места, которое занимает конструкция (как сумма площади ее горизонтальной проекции на это место и прилегающего участка шириной 0,5 м по периметру проекции).

"Пока плата начисляется исходя из площади рекламных средств, вследствие чего нам сложно прогнозировать поступления в бюджет Киева. Это происходит потому, что владельцы конструкций, которые умышленно засорили город и обвалили спрос, теперь ради снижения своих финансовых потерь выводят плоскости из пользования путем переоформления документов. Они вносят изменения в разрешения, уменьшая площади и, следовательно, сокращая отчисления в бюджет, при этом сами конструкции оставляют в прежнем виде. Система, прописанная в новом Порядке, такие злоупотребления исключает", — рассказала Гончарова.

Так, по данным КП, из 6815 конструкций, принадлежащих восьми компаниям, входящим в Ассоциацию, около 20% частично законны (имеют разрешения на конструкции определенного размера, а по факту занимают намного большие площади). В результате бюджет города недополучает 9,5 млн грн, что составляет около 7% от вех поступлений от рекламы.

В Ассоциации же сетуют, что новая система начисления увеличит стоимость на носители, и в условиях уменьшения их количества бизнесу будет сложно инвестировать в переоборудование конструкций согласно новым правилам. "Принятие этого Порядка повлияет на бизнес, на поступления в бюджет города. Бизнес в этом случае — инвестор и если не получится прийти к компромиссу, то это решение не будет реализовано и встретит сопротивление, мы будем вынуждены обращаться в суд и отстаивать свои интересы", — пригрозила Полищук.

Пока между бизнесом и властью будут проходить переговоры относительно новых правил, но уже сразу понятно, что они окажутся нелегкими. Столичные власти декларируют, что должны устанавливать правила исходя из идеи очищения города и упорядочения рекламы, и окончательное решение все-таки должно быть за ними. А бизнес не хочет наводить порядок за счет своих доходов, что в принципе неудивительно.